ВВЕДЕНИЕ
Основными направлениями экономического и социального развития на период до 2020 года предусматривается в возможно короткий срок поднять объем производства и реализации населению продуктов питания. Это не только первостепенная экономическая, но и актуальная социально-политическая задача, возложенная на агропромышленный комплекс.
Железнодорожный транспорт тесно связан с агропромышленным комплексом. Труженики этой отрасли народного хозяйства принимают активное непосредственное участие в претворении в жизнь Продовольственной программы. Главная задача транспортников — обеспечить своевременную, ритмичную, в полной сохранности и с наименьшими затратами доставку всего необходимого для эффективного функционирования агропромышленного комплекса. Для осуществления этого необходимо дальнейшее развитие и совершенствование парка рефрижераторного подвижного состава путем модернизации существующих изотермических вагонов, дальнейшего строительства положительно зарекомендовавших себя в эксплуатации 5-вагонных секций и автономных вагонов (АРВ) и создания перспективных принципиально новых конструкций вагонов для перевозки скоропортящихся грузов.
Помимо постройки вагонов-термосов, не имеющих энергохолодильного оборудования и предназначенных для перевозки термически обработанных грузов, намечается постройка автономных вагонов нового поколения—с холодильными и дизель-электрическими агрегатами, обладающими повышенной надежностью и увеличенным межремонтным ресурсом. Предусматривается также завершение испытаний автономного вагона с жидкоазотным охлаждением с последующим переходом к его серийной постройке. Намечается проведение испытаний макетного образца вагона с безмашинным охлаждением груза, основанным на аккумуляции холода специальными устройствами, а также технико-экономическое обоснование целесообразности использования термоэлектрического способа охлаждения и обогрева груза. Изучается возможность создания реверсивной холодильной установки, способной работать в режиме теплового насоса. Такая установка отличается высокой экономичностью и малым расходом топлива при обогреве грузового помещения зимой. Будут вестись конструкторские разработки, направленные на улучшение отдельных показателей технических характеристик изотермического подвижного состава, например, возможности увеличения высоты погрузки плодоовощей в жесткой таре в средней части грузового помещения до 2,4 м и размещения в грузовом помещении стандартных поддонов с пакетами мелкотарного груза.
При дальнейшем совершенствовании подвижного состава планируется увеличить полезный объем грузового помещения автономного вагона на 10—15 % с одновременным увеличением нагрузки на рельсы до 23,25 т, повышением грузоподъемности вагона до 47 т и снижением массы его тары с 43 до 40 т. У 5-вагонных секций предполагается снизить массу тары (без уменьшения запасов экипировочных материалов) на 10—15 т и соответственно снизить коэффициент тары и полезной грузоподъемности на 15—20%. Ведутся разработки по снижению коэффициента теплопередачи кузова вагона с 0,23 до 0,17 Вт^м^К), улучшению условий труда и отдыха в рейсе работников поездных бригад, повышению пожарной безопасности подвижного состава.
Намечено создать для 5-вагонной секции вагон-дизель-электростанцию со служебным отделением, в котором будут улучшены условия комфортности для обслуживающей бригады благодаря применению кондиционирования воздуха и снижению уровня проникающего шума.
В XII пятилетке планируется начать постройку автономного вагона со служебным отделением, предназначенного для перевозки особо ценного мороженого сырья для фармацевтической промышленности.
Будут продолжены исследовательские и практические работы по повышению скорости соударения вагонов при выполнении маневровых работ до 12—15 км/ч. Для всех рефрижераторов за счет улучшения конструкции ходовых частей скорость движения должна быть повышена до 140 км/ч.
С целью продления срока службы изотермического подвижного состава и сокращения объема работ при капитальном ремонте предполагается продолжать исследования по созданию кузова, не требующего ремонта в течение всего срока службы вагона, а также по созданию энергохолодильного оборудования, рассчитанного на эксплуатацию с одним капитальным ремонтом в течение срока службы вагона и с увеличенным до трех лет периодом между деповскими ремонтами.
Для дальнейшего повышения надежности работы электрооборудования ведется разработка блочных устройств электрических схем с использованием бесконтактных систем на микросхемах и микромодулях. Это существенно повысит ремонтопригодность оборудования. Запланирована разработка комплексной системы технической диагностики энергохолодильного оборудования с применением соответствующей аппаратуры. Одновременно будет осуществлена разработка и внедрение нестандартизованной технологической оснастки для ремонта агрегатов и отдельных узлов.
Ожидается дальнейшее пополнение парка 5-вагонных секций ZB-5 и АРВ различных модификаций. В рабочем парке рефрижераторного подвижного состава старотипные поезда и секции с аммиачными холодильными установками продолжают
составлять значительную часть. Несмотря на простоту конструкции, ремонт их из-за длительной эксплуатации и дефицита запасных частей отличается повышенной сложностью и трудоемкостью. Этим объясняется необходимость изучения технологии ремонта и старого подвижного состава, эксплуатирующегося на стальных магистралях.
Одновременно с обновлением подвижного состава развивается ремонтная база — вступают в строй новые рефрижераторные депо, реконструируются действующие. Повсюду внедряется прогрессивная технология, создается высокоэффективное оборудование и оснастка, совершенствуются методы ремонта. Начали применять прогрессивный метод объективной оценки фактического технического состояния оборудования — диагностику с прогнозированием оставшегося моторесурса. В рефрижераторных депо внедряется автоматизированная система управления (АСУ) технологическим процессом ремонта подвижного состава с применением электронных вычислительных машин третьего поколения.
Повысить объем перевозок скоропортящихся грузов можно не только за счет увеличения числа выпускаемых вагонов, но и за счет сохранения их работоспособности в течение более длительного срока. Увеличение межремонтного срока службы рефрижераторного подвижного состава, сокращение простоя его в плановых ремонтах и ликвидация текущих ремонтов с изъятием вагонов из эксплуатации равноценны увеличению масштабов производства заводов-изготовителей без дополнительных затрат на их расширение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.