Эксплуатация и ремонт рефрижераторного подвижно­го состава, страница 5

На рис.6 показана схе­ма простейшего дозатора, дей­ствующего по принципу эжекции.

Рис. 6 Схема работы дозатора

В горловину банки 1 ак­кумулятора вставляют носик «пистолета» 2 так, чтобы отверстие оказалось плотно закупоренным. Внутри «пистолета» име­ются две трубки, одна из которых шлангом 7 соединена с баком 6, заполненным щелочью, а другая шлангом 3—с пустой бутылью 5. Горловину бутыли также плотно закрывают пробкой, сквозь кото­рую проходит трубка, соединяющая банку с воздушной магист­ралью 4. Если открыть вентиль на магистральной трубе, то устрем­ляющийся по ней в атмосферу воздух создаст в бутыли 5 и банке 1 вакуум. В результате электролит начнет подсасываться из бака 6 в банку. Когда банка наполнится, из трубки 3 в бутыль начнет вы­текать излишек электролита. Тогда надо вынуть «пистолет» из гор­ловины банки, и струя электролита автоматически прервется. Если «пистолет» поместить в горловину очередной банки, то процесс заливки электролита повторится.

Заполненные таким образом банки устанавливают на поддон из диэлектрического материала (винипласта, гетинакса и т. п.), сое­диняют между собой перемычками и оставляют на 3 ч, в течение которых активная масса пластин пропитывается электролитом. В процессе 3-часовой пропитки пластин периодически проверяют и, если нужно, корректируют плотность электролита.

На этом первый этап ремонтного цикла заканчивают и присту­пают к наиболее трудоемкой операции—заряду батареи. По ре­зультатам заряда судят о качестве ранее выполненных работ, в случае необходимости подвергают отдельные аккумуляторы повтор­ному заряду или передают на участок ремонта со вскрытием банок.

Заряд щелочных аккумуляторов осуществляют так. Всю бата­рею и еще два-три аккумулятора на случай отбраковки устанавли­вают в зарядный шкаф, оборудованный вытяжной вентиляцией. При подключении батареи к зарядному агрегату необходимо знать его паспортные данные и учитывать, что напряжение одного акку­мулятора в конце заряда должно составлять l.S"4'0'1 В.

Наибольшее число последовательно соединенных элементов, которое можно подключать к агрегату, должно быть не более

N=0.55u                       (1)

где U напряжение зарядного агрегата.

Количество батарей т, которое можно одновременно параллель­но подключать к зарядному агрегату, зависит от максимально до­пустимого тока, на который он рассчитан:

M=Iагр/Iзар                             (2)

где /

I агр -максимальный ток агрегата;

I зар- зарядный ток.

Число элементов в каждой из одновременно заряжаемых бата­рей должно быть одинаковым.

Подготовленную батарею подвергают двум-трем тренировочным циклам и одному контрольному зарядному, при котором оп­ределяется емкость батареи.

Таблица 1.

Цикл

Режим заряда

Режим разряда

Время, ч

Ток, А

Время, ч

Ток, А

1-й тренировочный 2-й »

Контрольный

12

12

6

65

65

65

5

5

5

50

50

50

Например, для батареи 40ТНЖ-250 2»7предусматривают два заряд-разрядных цикла и один контрольный, режимы которых указаны в табл. 1.

После первого заряда аккумуляторы выдерживают до разря­да в течение 10 ч. Затем замеряют напряжение каждого элемента. Если оно окажется ниже 1,36 В, значит, аккумулятор заряд не принимает, так как активная масса его пластин осыпалась. Такой аккумулятор нужно ремонтировать со вскрытием металлической банки и заменой пластин.

Во время заряда батареи температура электролита не должна превышать 35 °С. Признак окончания заряда—постоянство напря­жения l.8+0,1 В течение менее 30 мин. Емкость аккумулятора во время контрольного цикла определяют расчетом по формуле

С =I раз Т,

где I раз — ток разряда, А;

Т   — время разряда, ч.

Аккумуляторы, которые после деповского ремонта имеют ем­кость не ниже 7ё0 %, а после капитального не ниже 80 % номиналь­ной, устанавливают в резиновые чехлы и передают к позиции мон­тажа на вагон.

КИСЛОТНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ

В процессе эксплуатации у кислотных аккумуляторов могут по­явиться такие неисправности: трещины эбонитовых банок с подтеканием электролита, сульфатация пластин, загрязнение элект­ролита, разрушение активной массы с замыканием пластин, ме­ханические повреждения. В зависимости от характера неисправ­ностей кислотный аккумулятор, как и щелочной, можно ремонти­ровать без вскрытия банок или со вскрытием (разборкой).

проверить уровень и плотность электролита с поправкой на температуру, замерить напряжение на всех элементах, чтобы выявить короткозамкнутые (напряже­ние у таких аккумуляторов равно нулю), и взять пробу электро­лита для выявления примесей. После этого проверить с помощью нагрузочной Для определения состояния батареи надо ознакомиться с ее работой в эксплуатации.  Затем вилки напряжение каждого аккумулятора, чтобы об­наружить отстающие элементы (имеющие емкость меньше, чем у остальных в комплекте батареи). Если не обнаружены короткие замыкания элементов и примеси в электролите, то батарею нуж­но зарядить и довести плотность электролита и напряжение на ак­кумуляторах до нормы, после чего сделать контрольный разряд для подсчета емкости.

Если емкость достаточная, батарею вновь подзаряжают и пе­редают в эксплуатацию. Если батарея  уже эксплуатировалась два-три года, но при контрольном разряде показала хорошие ре­зультаты, то нужно выборочно вскрыть один-два элемента для ос­мотра пластин, сепараторов и выявления слоя осадка.   На этом цикл ремонта батареи без разборки заканчивается.

Ремонт аккумуляторов с разборкой выполняют при наличии сульфатации пластин, коротких замыканий, механических повреждений.

Сульфатация — процесс отложения на поверхности и в порах активной массы пластин сульфата свинца, неизбежно происходя­щий при разряде аккумулятора. При своевременном заряде суль­фат вновь превращается в двуокись свинца на положительных пластинах и в металлический губчатый свинец на отрицательных.

Если батарея длительное время находится в разряженном со­стоянии, сульфат свинца превращается в плотную корку, плохо проводящую ток и резко повышающую внутреннее сопротивление батареи. Наступает состояние необратимой сульфатации, при ко­тором батарея теряет емкость и выходит из строя.

Имеются и другие причины, вызывающие сульфатацию пластин: