На рис.6 показана схема простейшего дозатора, действующего по принципу эжекции.
Рис. 6 Схема работы дозатора
В горловину банки 1 аккумулятора вставляют носик «пистолета» 2 так, чтобы отверстие оказалось плотно закупоренным. Внутри «пистолета» имеются две трубки, одна из которых шлангом 7 соединена с баком 6, заполненным щелочью, а другая шлангом 3—с пустой бутылью 5. Горловину бутыли также плотно закрывают пробкой, сквозь которую проходит трубка, соединяющая банку с воздушной магистралью 4. Если открыть вентиль на магистральной трубе, то устремляющийся по ней в атмосферу воздух создаст в бутыли 5 и банке 1 вакуум. В результате электролит начнет подсасываться из бака 6 в банку. Когда банка наполнится, из трубки 3 в бутыль начнет вытекать излишек электролита. Тогда надо вынуть «пистолет» из горловины банки, и струя электролита автоматически прервется. Если «пистолет» поместить в горловину очередной банки, то процесс заливки электролита повторится.
Заполненные таким образом банки устанавливают на поддон из диэлектрического материала (винипласта, гетинакса и т. п.), соединяют между собой перемычками и оставляют на 3 ч, в течение которых активная масса пластин пропитывается электролитом. В процессе 3-часовой пропитки пластин периодически проверяют и, если нужно, корректируют плотность электролита.
На этом первый этап ремонтного цикла заканчивают и приступают к наиболее трудоемкой операции—заряду батареи. По результатам заряда судят о качестве ранее выполненных работ, в случае необходимости подвергают отдельные аккумуляторы повторному заряду или передают на участок ремонта со вскрытием банок.
Заряд щелочных аккумуляторов осуществляют так. Всю батарею и еще два-три аккумулятора на случай отбраковки устанавливают в зарядный шкаф, оборудованный вытяжной вентиляцией. При подключении батареи к зарядному агрегату необходимо знать его паспортные данные и учитывать, что напряжение одного аккумулятора в конце заряда должно составлять l.S"4'0'1 В.
Наибольшее число последовательно соединенных элементов, которое можно подключать к агрегату, должно быть не более
N=0.55u (1)
где U — напряжение зарядного агрегата.
Количество батарей т, которое можно одновременно параллельно подключать к зарядному агрегату, зависит от максимально допустимого тока, на который он рассчитан:
M=Iагр/Iзар (2)
где /
I агр -максимальный ток агрегата;
I зар- зарядный ток.
Число элементов в каждой из одновременно заряжаемых батарей должно быть одинаковым.
Подготовленную батарею подвергают двум-трем тренировочным циклам и одному контрольному зарядному, при котором определяется емкость батареи.
Таблица 1.
Цикл |
Режим заряда |
Режим разряда |
||
Время, ч |
Ток, А |
Время, ч |
Ток, А |
|
1-й тренировочный 2-й » Контрольный |
12 12 6 |
65 65 65 |
5 5 5 |
50 50 50 |
Например, для батареи 40ТНЖ-250 2»7предусматривают два заряд-разрядных цикла и один контрольный, режимы которых указаны в табл. 1.
После первого заряда аккумуляторы выдерживают до разряда в течение 10 ч. Затем замеряют напряжение каждого элемента. Если оно окажется ниже 1,36 В, значит, аккумулятор заряд не принимает, так как активная масса его пластин осыпалась. Такой аккумулятор нужно ремонтировать со вскрытием металлической банки и заменой пластин.
Во время заряда батареи температура электролита не должна превышать 35 °С. Признак окончания заряда—постоянство напряжения l.8+0,1 В течение менее 30 мин. Емкость аккумулятора во время контрольного цикла определяют расчетом по формуле
С =I раз Т,
где I раз — ток разряда, А;
Т — время разряда, ч.
Аккумуляторы, которые после деповского ремонта имеют емкость не ниже 7ё0 %, а после капитального не ниже 80 % номинальной, устанавливают в резиновые чехлы и передают к позиции монтажа на вагон.
КИСЛОТНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ
В процессе эксплуатации у кислотных аккумуляторов могут появиться такие неисправности: трещины эбонитовых банок с подтеканием электролита, сульфатация пластин, загрязнение электролита, разрушение активной массы с замыканием пластин, механические повреждения. В зависимости от характера неисправностей кислотный аккумулятор, как и щелочной, можно ремонтировать без вскрытия банок или со вскрытием (разборкой).
проверить уровень и плотность электролита с поправкой на температуру, замерить напряжение на всех элементах, чтобы выявить короткозамкнутые (напряжение у таких аккумуляторов равно нулю), и взять пробу электролита для выявления примесей. После этого проверить с помощью нагрузочной Для определения состояния батареи надо ознакомиться с ее работой в эксплуатации. Затем вилки напряжение каждого аккумулятора, чтобы обнаружить отстающие элементы (имеющие емкость меньше, чем у остальных в комплекте батареи). Если не обнаружены короткие замыкания элементов и примеси в электролите, то батарею нужно зарядить и довести плотность электролита и напряжение на аккумуляторах до нормы, после чего сделать контрольный разряд для подсчета емкости.
Если емкость достаточная, батарею вновь подзаряжают и передают в эксплуатацию. Если батарея уже эксплуатировалась два-три года, но при контрольном разряде показала хорошие результаты, то нужно выборочно вскрыть один-два элемента для осмотра пластин, сепараторов и выявления слоя осадка. На этом цикл ремонта батареи без разборки заканчивается.
Ремонт аккумуляторов с разборкой выполняют при наличии сульфатации пластин, коротких замыканий, механических повреждений.
Сульфатация — процесс отложения на поверхности и в порах активной массы пластин сульфата свинца, неизбежно происходящий при разряде аккумулятора. При своевременном заряде сульфат вновь превращается в двуокись свинца на положительных пластинах и в металлический губчатый свинец на отрицательных.
Если батарея длительное время находится в разряженном состоянии, сульфат свинца превращается в плотную корку, плохо проводящую ток и резко повышающую внутреннее сопротивление батареи. Наступает состояние необратимой сульфатации, при котором батарея теряет емкость и выходит из строя.
Имеются и другие причины, вызывающие сульфатацию пластин:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.