Щелочные аккумуляторы могут иметь следующие неисправности:
нарушение химического состава электролита, механическое разрушение пластин, снижение сопротивления изоляции, загрязнение электролита, внутриэлементное короткое замыкание и завышенный саморазряд, повреждение металлической банки коррозией, течь электролита, проколы резинового чехла.
Наиболее полно характеризует техническое состояние батареи ее электрическая емкость, которую определяют после не менее двух тренировочных циклов (заряд—разряд) по 5-часовой программе каждый. Такой способ определения емкости занимает много времени, поэтому при поступлении вагона в ремонт состояние батареи оценивают по тому, как она работала в эксплуатации.
Чаще всего для проверки состояния батареи замеряют напряжение на ее выводах с помощью нагрузочной вилки (рис.5). Этот замер выполняют с подключением нагрузки, так как без нее даже неисправный аккумулятор может показать нормальное напряжение. Сопротивление нагрузочного резистора, вмонтированного в вилку, выбирают с учетом получения тока разряда 5-часового режима. Для аккумуляторов ТНЖ-250 ток нагрузки составляет около 50 А, для аккумуляторов других типов надо устанавливать шунтирующие резисторы с соответствующим сопротивлением.
При пользовании нагрузочной вилкой необходимо:
-установить нагрузку соответственно емкости проверяемого ак- кумулятора;
-установить подвижную контактную ножку вилки соответственно расстоянию между борнами аккумулятора;
-прижать (без большого усилия) острия контактных ножек 2 к борнам. При этом вольтметр / покажет напряжение аккумулятора без нагрузки;
усилить нажим на контактные ножки, при этом включится шунтирующий резистор 3 и вольтметр покажет напряжение аккумулятора под нагрузкой. Измерение напряжения под нагрузкой во избежание перегрева шунтирующего резистора не должно длиться более 5—8 с.
Так проверяют каждый аккумуляторный элемент. Если в результате замера будут выявлены элементы с напряжением ниже 1 В, то батарею разукомплектовывают и подбирают элементы с разницей напряжения не более 0,1 В. Одновременно выявляют аккумуляторы, емкость которых можно восстановить путем проведения нескольких тренировочных циклов по определенной программе, а также аккумуляторы, которые необходимо ремонтировать со вскрытием металлических банок.
Ремонт аккумуляторов без вскрытия банки осуществляют с частичной разборкой: с борнов свинчивают гайки, снимают перемычки и резиновые чехлы. Гайки и перемычки очищают от грязи и смазки обмывкой в машине барабанного типа 1 %-ным раствором каустической соды, подогретым до температуры 60—80°С. После ополаскивания чистой водой детали сортируют, гайки со смятыми гранями и неисправной резьбой бракуют, деформированные перемычки выправляют, перемычки с трещинами или поврежденным никелевым покрытием заменяют. Годные детали передают на позицию сборки батареи.
Резиновые чехлы обмывают снаружи и внутри горячей водой, в которую для нейтрализации оставшегося на поверхности щелочного электролита добавляют немного серной кислоты или старого кислотного электролита. После нейтрализации и обмывки проточной водой чехлы испытывают на специальном прессе давлением воды 0,1 МПа. Опрессовку чехлов можно заменить проверкой диэлектрической прочности резины переменным током. Выдержавшие испытание чехлы сушат в специальной камере.
Чехлы со сквозными протертостями и небольшими проколами при деповском ремонте разрешается вулканизировать сырой резиной или восстанавливать постановкой накладок из стеклоткани на клеящем составе ГЭН-150В по специальной технологии. Во время капитального ремонта резиновые чехлы с дефектами подобного рода обязательно заменяют целыми.
Параллельно с перечисленными работами осуществляют ремонт самих аккумуляторов. Сначала из них выливают электролит, а затем обмывают каждую банку снаружи и внутри. Слитый электролит собирают в резервуар для регенерации.
Рис.5 Нагрузочная вилка
Моют батарею подогретой до температуры 60 °С чистой водой. Применять более горячую воду нельзя, так как сепараторы между пластинами, сделанные из винипласта, могут размягчиться и деформироваться. Слив электролита и промывку аккумуляторов обычно совмещают и осуществляют в моечной машине, куда устанавливают целиком всю батарею. Для лучшего удаления осадка, который со временем может образовать плотный слой на дне банки, батарею в моечной машине медленно вращают или подают подогретую воду внутрь опрокинутых элементов под давлением.
Во время внутренней промывки аккумуляторов с опрокидыванием следует опасаться возникновения короткого замыкания между пластинами. При расположении банки вверх дном осевший шлам вытекает вместе с электролитом и промывочной водой и неизбежно попадает в просвет между пластинами и сепараторами. Если банка плохо промыта, то осадок создаст электрический мостик между разнополярными пластинами и элемент не будет работать. Поэтому чистые элементы проверяют на наличие короткого замыкания между пластинами поочередным подсоединением вольтметра к борнам каждого элемента. Напряжение выше 0,5 В указывает на отсутствие короткого замыкания.
Далее очищают банки снаружи от ржавчины и ремонтируют крышки горловин. Наружная поверхность каждой банки покрыта тонким слоем никеля или оксидирована, поэтому, очищая ржавчину, нужно стараться не повредить защитное покрытие соседних участков.
После очистки банки окрашивают снаружи способом окуна-ния лаком битумным № 177, битумно-эбонитовым БТ-783 или разогретой мастикой «Нефтегаз-204у». Можно использовать и другие материалы, обеспечивающие надежную защиту металла от коррозии. Наружную крышку не окрашивают, а заливают горячим парафином или в крайнем случае покрывают слоем технического вазелина.
Наружную окраску банок можно не производить, если на их защитном покрытии нет дефектов и следов коррозии. Заливать же крышку парафином надо обязательно в любом случае, так как это препятствует утечке тока по крышке, если на нее случайно будет пролит электролит при заливке батареи или ее зарядке.
После подсыхания окрашенные банки без чехлов заполняют электролитом с помощью дозатора. Рационализаторы многих депо создали различные дозаторы, применение которых повысило производительность, качество и культуру труда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.