Все отремонтированные аккумуляторные батареи подвергают испытанию на герметичность и на величину напряжения под нагрузкой. Кроме того, выборочно проверяют величину электрической емкости.
Для испытания на герметичность в полости каждого элемента (аккумулятора) батареи создают давление воздуха, равное 104 Па (1,2 кгс/см2). В каждом элементе исправной батареи это давление не должно снижаться в течение 3 с.
^Величину напряжения под нагрузкой проверяют нагрузочной вилкой или прибором при силе тока нагрузки, равной 2,0—2,5 величины емкости батареи в ампер-часах. Напряжение на каждом аккумуляторе, замеренное через 5 с после включения нагрузки, не должно быть меньше 1,7 В.
Аккумуляторные батареи, выдерживающие испытание на величину напряжения под нагрузкой, выборочно испытывают на электрическую емкость при 10-часовом и стартерном режимах.
Перед проверкой емкости аккумуляторную батарею подвергают четырем тренировочным циклам заряда-разряда в соответствии с правилами по уходу за аккумуляторными батареями. После этого проводят контрольный заряд и разряд силой тока, соответствующей 10-часовому режиму до напряжения 1,7 В на зажимах одного из аккумуляторов. Емкость отремонтированной аккумуляторной батареи должна составлять не менее 70% номинальной. Разряд стартерным режимом проводят при силе тока 210Адо напряжения батареи 4,5 В (для 6-воль-товой аккумуляторной батареи). Продолжительность разряда батареи должна быть не менее 4 мин. Каждая аккумуляторная батарея должна иметь на межэлементных соединениях клеймо ОТК ремонтного предприятия, обозначение вида ремонта и дату его производства.
Подготовка аккумуляторной батареи к работе начинается с приготовления электролита, предназначенного для заполнения аккумуляторов. Для нормальной работы аккумуляторов они должны быть залиты электролитом определенной плотности.
Электролитом в кислотных аккумуляторных батареях является раствор аккумуляторной серной кислоты в дистиллированной воде. Для надежной работы аккумуляторов необходима высокая степень чистоты электролита. Нельзя применять техническую серную кислоту и недистиллированную воду, так как при этом ускоряются саморазряд, сульфатация, разрушение пластин и уменьшается их емкость.
Перед приготовлением электролита серную кислоту аналитически проверяют на содержание примесей.
Допускаются примеси марганца—не выше 0,0001%, железа— 0,012%.. мышьяка—0,0001%, хлора—0,0005% „ окислов азота— 0,0001°^. Серная кислота проверяется также на присутствие восстановителей и тяжелых металлов.
Электролит приготовляют из концентрированной аккумуляторной серной кислоты плотностью 1,830 г/см3. Количество кислоты, необходимое для получения электролита требуемой плотности, определяется по табл. 2.
Таблица 2
Требуемая плотность |
Необходимое количество для получения электролита, л |
Требуемая плотность |
Необходимое количество для получения электролита, л |
||
Электролита, г/см3 |
Кислоты плотностью 1,83 |
воды |
Электролита, г/см3 |
Кислоты Плотностью 1,83 |
воды |
1,17 |
. 0,308 |
0,167 |
1,24 |
0,478 |
0,260 |
1,18 |
0,328 |
0,179 |
1,25 |
0,506 |
0,275 |
1,19 |
0,351 |
0,191 |
1,26 |
0,534 |
0,290 |
1,20 |
0,275 |
0,203 |
1,27 |
0,598 |
0,306 |
1,21 |
0,399 |
0,216 |
1,28 |
0,598 |
0,324 |
1,22 |
0,424 |
0,230 |
1,29 |
0,634 |
0,344 |
1,23 |
0,454 |
0,246 |
При составлении электролита серную кислоту льют тонкой струёй в воду, одновременно помешивая раствор чистой стеклянной палочкой. Нельзя лить воду в кислоту, так как при этом выделяется большое количество тепла в верхних слоях раствора и электролит будет разбрасываться из сосуда, что может вызвать ожоги тела. Составлять электролит следует в стеклянной, эбонитовой, фарфоровой или освинцованной посуде. Запрещается составлять электролит в металлических сосудах.
Новые аккумуляторы заливают электролитом плотностью на 0,02 меньше той, которая должна быть в конце заряда.
Запрещается заливать в батарею электролит, имеющий температуру выше 30° С.
В щелочных аккумуляторных батареях электролитом служит 20%-ный раствор едкого кали КОН или едкого натра NaOH. В электролит добавляется также моногидрат лития LiOH. Это увеличивает срок службы аккумулятора. При составном электролите (едкое кали КОН с добавкой 20—30 г/л моногидрата лития LiOH) срок службы аккумулятора составляет около 750 зарядно-разрядных циклов, а использование электролита без моногидрата лития сокращает срок службы аккумулятора до 350 зарядно-разрядных циклов. С увеличением концентрации моногидрата лития сопротивление электролита несколько возрастает, но наряду с этим увеличивается емкость аккумулятора (добавление 30 г/л LiOH повышает сопротивление на 15% , а емкость на 9%), из-за чего применение составного электролита считается целесообразным. Для щелочного электролита нормальной плотностью является 1,19—1,21 г/см8.
Щелочные аккумуляторы так же, как и кислотные аккумуляторы, выпускаются заводами без электролита.
Кислотные аккумуляторы заливают электролитом, который должен быть приготовлен заранее, что дает ему возможность охладиться до нормальной температуры к моменту заливки. Плотность электролита при температуре 25° С должна составлять 1,280 ± 0,05 г/см3. Количество электролита, необходимое для заливки одного аккумулятора, строго определенное и может дозироваться. При отсутствии дозатора необходимо контролировать уровень электролита над предохранительным щитком, который должен составлять 35—40 мм. После заливки последнего аккумулятора1 необходимо дать возможность электродам пропитаться 'электролитом в течение 4—6'ч. При пропитке электродов температура электролита вследствие взаимодействия его с окисью свинца отрицательного электрода в свинцово-кислотном аккумуляторе может повышаться.
Начинать первый заряд можно в том случае, если после пропитки электродов температура электролита не превышает 30° С.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.