Чтобы использовать рефрижераторные вагоны предельно эффективно, необходима их надежная и безотказная работа в течение длительного времени. Как известно, надежность вагонов зависит не только от их конструкции, качества примененных при изготовлении материалов, технологии обработки и сборки деталей, но и от того, насколько правильно их используют, умело и своевременно обслуживают и ремонтируют. Поэтому к качеству деповского и заводского ремонтов, гарантирующих безаварийную работу оборудования на протяжении всего межремонтного периода, предъявляются высокие требования. Необходимо на основе совершенствования технологии постоянно увеличивать продолжительность межремонтного периода, снижать трудоемкость ремонта, сокращать расход запасных частей и эксплуатационных материалов.
Вопросы, связанные с ремонтом рефрижераторного подвижного состава, изложены в данном учебнике на основе обобщения опыта работы передовых вагоноремонтных заводов, депо и пунктов технического обслуживания АРВ.
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ РЕФРИЖЕРАТОРНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ РЕФРИЖЕРАТОРНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Системы электроснабжения
Под системой электроснабжения понимается комплекс электрических устройств, осуществляющих передачу, электроэнергии от ее источника (генераторов) к потребителям (приводы холодильных или отопительных установок).
Передача электрической энергии может осуществляться на постоянном и переменном токе.
Постоянный ток целесообразно применять в том случае, когда требуется использовать электродвигатели со значительным пусковым вращающим моментом и необходимо регулировать частоту вращения в широком диапазоне. В передаче, работающей на постоянном токе, отсутствуют недостатки, связанные с регулированием частоты вращения. Однако такая передача требует более сложной конструкции генераторов и электродвигателей, что приводит к увеличению их массы и уменьшению надежности работы.
Переменный трехфазный ток целесообразно применять, когда потребители не требуют больших пусковых моментов и работают при постоянном вращающем моменте и не изменяющейся частоте вращения. Генераторы и электродвигатели, работающие на переменном трехфазном токе, значительно проще по конструкции и имеют более высокую надежность работы.
По условиям работы холодильных машин на подвижном составе с машинным охлаждением целесообразно применять передачу на переменном трехфазном токе. Это объясняется тем, что холодильные машины пускаются сравнительно редко и не требуют при этом больших пусковых моментов от электродвигателей. В процессе работы частота вращения электродвигателей привода холодильных машин практически должна оставаться неизменной.
Приводы отопительных устройств работают одинаково как на переменном, так и на постоянном токе.
Принципиальная схема электроснабжения (распределения) каждой единицы подвижного состава зависит от принятой схемы охлаждения и отопления грузовых вагонов.
Рис. 1. Схема распределения электроэнергии 23-вагонного поезда
На 23-вагонном поезде применяются две центральные холодильные машины, охлаждающие все грузовые вагоны. Поэтому схема распределения электроэнергии поезда (рис. 1) имеет также два привода холодильных машин ПХ1 и ПХ2, размещенных в вагоне-машинном отделении 5.
Отопительные установки и их приводы П09—П012 имеются в каждом вагоне-холодильнике 7, 2, 6,7. Электроэнергия, необходимая для привода холодильных машин и отопительных установок, вырабатывается тремя генераторами Г1, Г2, Г8, расположенными в вагоне-дизель-электростанции 4, и передается к потребителям через силовую распределительную сеть.
Кроме основных потребителей электроэнергии, на 23-вагонном поезде имеется вспомогательный привод ПВЦ (выпрямитель, осветительный трансформатор и др.), расположенный в служебном вагоне 5. Помимо основных силовых распределительных цепей, в поезде имеются вспомогательные цепи (на схеме не указаны), обеспечивающие управление отопительными установками, измерение температуры и освещение в вагонах-холодильниках.
На 21-вагонном поезде и 12-вагонной секции схема распределения аналогична рассмотренной и отличается количеством генераторов и вагонов-холодильников. У 12-вагонной секции, кроме того, привод вспомогательных цепей находится в вагоне-дизель-электростанции.
Преимуществом схем распределения электроэнергии 21- и 23-ва-гонных поездов и 12-вагонных секций является сравнительно небольшое количество электродвигателей в приводе холодильных машин. Эти электродвигатели расположены в одном вагоне и находятся под наблюдением обслуживающего персонала, что повышает надежность их работы, сокращает трудоемкость обслуживания и ремонта, а также делает менее разветвленную силовую распределительную сеть. Недостатком схем является опасность выхода из строя всей холодильной машины в результате неисправности хотя бы одного электродвигателя.
Рис. 2. Схема распределения электроэнергии 5-вагонной секции 2А-5
Рис. 3. Схема распределения электроэнергии 5-вагонной секции БМЗ
В 5-вагонной секции ZA-5 грузовые вагоны имеют самостоятельные холодильные машины и отопительные установки. В связи с этим в каждом вагоне имеются электродвигатели, составляющие приводы холодильных машин ПХ1—ПХ10 (рис. 2), а также приводы отопительных установок П01—П05. Генераторы Г1 и Г2, вырабатывающие электроэнергию, расположены в вагоне 3. Вспомогательные устройства располагаются в вагоне 2 и питаются через привод ПВЦ.
В 5-вагонных секциях постройки Брянского машиностроительного завода (рис. 3) вагоны-холодильники 1, 2, 4, 5 имеют по две холодильных машины и две отопительных установки, поэтому в каждом вагоне имеются приводы холодильных машин ПХ1—ПХ8 и отопительных установок П01—П08. Генераторы Г1 и Г2, вырабатывающие электроэнергию, расположены в вагоне-дизель-электростанции 3. В этом вагоне находится также привод вспомогательных цепей ПВЦ. Схема распределения электроэнергии в пятивагонной секции ZB-5 отличается от схемы, приведенной на рис.[3, наличием трех генераторов (двух основных и одного вспомогательного).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.