Эксплуатация и ремонт рефрижераторного подвижно­го состава, страница 3

Преимуществом схем распределения электроэнергии 5-вагонных секций является независимость работы холодильных машин и отопи­тельных установок каждого вагона друг от друга. Выход из строя ка­кого-либо электродвигателя вызывает остановку одной холодильной машины и не влияет на работу остальных холодильных установок. Однако в схемах электроснабжения 5-вагонных секций имеется боль­шое количество электродвига­телей и более разветвленные электрические цепи.

Принципиальная схема рас­пределения электроэнергии ав­тономного вагона (рис. 4) имеет два генератора Г1 и Г2 и два привода — холодильных машин ПХ1 и 77Х2 и отопительных ус­тановок — 7707 и П02. Генера­торы и приводы холодильных машин и отопительных устано­вок размещены в машинных отде-. лениях 1 и 3, между которыми находится грузовое помещение 2.

Рис. 4. Схема распределения электро­энергии автономного вагона

 Схема электроснабжения автономного вагона со служебным отде­лением в дополнение к схеме, приведенной на рис. 4, включает в себя привод вспомогательных 'цепей.

Простота конструкции электродвигателей автономного вагона при их небольшой мощности дала возможность автоматизировать работу холодильных и отопительных устройств. Учитывая, что дизели и ге­нераторы также относительно просты по конструктивному испол­нению и имеют небольшую мощность, возможна полная автомати­зация работы всего оборудования.

 Назначение и требования, предъявляемые к устройствам электроснабжения

Электрическое оборудование, применяемое на рефрижераторном подвижном составе, обеспечивает пуск и остановку холодильных машин, дизель-генераторов и отопительных установок, измерение тем­пературы внутри вагонов, освещение вагонов, экипировку топливом и т. д.

При помощи электрооборудования автоматизируется работа холодильных машин, дизель-генераторов и отопительных приборов.

По назначению электрическое оборудование рефрижераторного по­движного состава можно разделить на следующие основные группы:

источники электроэнергии (генераторы и аккумуляторные батареи). Генераторы, приводимые в действие дизелями, вырабатывают трех­фазный переменный ток для питания холодильных машин и отопи­тельных установок. Генераторы, приводимые в действие от оси колес­ной пары, предназначены для зарядки аккумуляторных батарей и пи­тания цепей освещения; эти генераторы размещаются под! вагоном. Для преобразования постоянного тока в переменный используются преобразователи, которые обеспечивают электроэнергией различные вспомогательные линии;

потребители электроэнергии — электродвигатели, электрические нагреватели, калориферы, лампы и др. Электродвигатели обеспечи­вают непосредственный привод компрессоров холодильных устано­вок, вентиляторов, насосов, заслонок; они располагаются, как пра­вило, на одной раме с соответствующим агрегатом. При помощи электрических нагревателей и калориферов производится отопление вагонов-холодильников и других помещений. Нагреватели и калори­феры монтируются в обогреваемых помещениях или в блоке с воздухо-подогревающими устройствами;

пуско-регулирующие, защитные и распределительные устройства — автоматические выключатели, магнитные пускатели, переключатели, реостаты, предохранители, тепловые реле, распределительные щиты, силовые шины и т. д. Электрооборудование этой группы обеспечивает подключение и отключение источников тока от потребителей, регули­рование режимов работы и защиту от аварий. Пускорегулирующие и защитные аппараты и распределительные устройства располагают в основном в распределительных щитах;

приборы автоматики и дистанционного управления — различные реле, магнитные вентили, датчики, аппаратура для измерения и запи­си температуры и [др.;    г

электрические магистрали и линии — провода, кабели и другие приспособления, связывающие между собой источники электроэнергии с потребителями и распределительными устройствами. Электрообо­рудование рефрижераторного подвижного состава объединяется схе­мами электроснабжения.

Электрическое .оборудование рефрижераторных вагонов работает в сложных условиях, характеризующихся вибрацией и тряской, наличием агрессивных сред (аммиак, рассол, дизельное топливо), повышенной влажности и запыленности. Электрооборудование может подвергаться воздействию наружных температур от —50 до +50° С. Для размещения электрических машин и аппаратов на вагонах могут быть отведены небольшие габариты, большое значение имеет также масса электрооборудования.

Исходя из этих условий к электрическому оборудованию, при­меняемому на рефрижераторном подвижном составе, предъявляются особые требования. Все машины, аппараты и приборы должны быть компактными, иметь небольшую массу и высокую надежность работы в условиях тряски и вибраций движущегося вагона. Некоторые аппараты и приборы (магнитные вентили, нагревательные элементы, реле и др.) должны иметь специальную защиту от воздействия хладагента, влаги и других агрессивных сред.

Важным требованием, предъявляемым к схемам работы электри­ческого оборудования, является возможность максимальной автомати­зации, что позволяет более точно поддерживать требуемые режимы и сократить численность персонала, занятого на обслуживании реф­рижераторных вагонов. Поэтому дальнейшее совершенствование конструкции электрического оборудования поездов, секций и автоном­ных вагонов как при строительстве, так и ремонте направлено на полную автоматизацию работ холодильного, отопительного и энер­гетического оборудования.

ЩЕЛОЧНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ

На рефрижераторном подвижном составе для освещения слу­жебных вагонов применяются кислотные аккумуляторные батареи различных марок и щелочные никелево-железные с аккумулято­рами типов ТНЖ-250 (Т — тяговый, НЖ — никелево-железный, 250 — емкость в ампер-часах), ТНЖ-350, ТНЖ-400 и ТНЖ-550. Кроме того, поезда, секции и автономные вагоны, оборудованные дизелями с электрическим пуском, снабжены стартерными кислот­ными батареями емкостью 100—140 А-ч.

Аккумуляторные батареи ремонтируют в специализированных отделениях. Кислотное и щелочное аккумуляторные отделения размещают в изолированных помещениях с раздельным входом и несообщающейся системой вентиляции. К оборудованию этих от­делений предъявляются особые санитарно-гигиенические и проти­вопожарные требования, а также требования, связанные с обеспе чением норм техники безопасности.