Заряд производится стабильным по величине током, равным 0,1 С2оА (С2о — номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда). Во время заряда необходимо тщательно следить за температурой электролита, его уровнем, плотностью и напряжением на каждом аккумуляторе. 'Отсутствие тщательного контроля за этими параметрами часто приводит к преждевременному выходу аккумуляторов из строя.
Температура электролита во время заряда не должна превышать 45° С. При превышении этой температуры зарядный ток необходимо уменьшить наполовину. В крайнем случае, если снижение величины зарядного тока не привело к падению температуры, процесс заряда следует прервать до тех пор, пока температура электролита не достигнет 35° С. Только после этого заряд может быть продолжен.
В конце заряда плотность электролита не должна повышаться в течение последних 2 ч заряда. Напряжение аккумуляторов достигает величины 2,55—2,65 В и остается постоянным течение последних 2 ч заряда.
После первого заряда емкость новых аккумуляторов, как правило, бывает ниже номинальной. Она достигается только после проведения нескольких тренировочных циклов разряд-заряд. Первый разряд батареи можно проводить после того, как температура электролита снизится до 30—32° С. Разряд производится током 10-часового режима.
Во время первого разряда необходимо тщательно следить за напряжением аккумуляторов с тем, чтобы оно не опускалось ниже 1,8 В. Как только на одном или двух аккумуляторах напряжение достигнет минимально допустимого значения, разряд батареи прекращается. Последующие зарядные режимы проводятся током, величина которого составляет 0,2 номинальной емкости батареи. Если приведенная к температуре 30° С емкость, снятая после последующих разрядов, достигнет 100% номинальной, тренировочные циклы можно прекратить.
В эксплуатационных условиях стартерные свинцово-кислотные аккумуляторы могут быть приведены в состояние, годное к эксплуатации в течение 7—8 ч. После пропитки в течение 1—2 ч электродов электролитом, плотность которого, приведенная к температуре 25° С, составляет 1,280±0,005 г/см3, им достаточно 4—5-часового заряда. В эксплуатационных условиях эксплуатацию стартерных аккумуляторов можно начинать при емкости меньше номинальной. Номинального значения емкость стартерных аккумуляторов достигнет в процессе работы.
В щелочных аккумуляторах без электролита, но при влажном состоянии пластин необходимо измерить напряжение на зажимах аккумулятора с тем, чтобы разделить их на две группы. Аккумуляторы с напряжением менее 0,5 В требуют для приведения в состояние, годное к эксплуатации, не 2—3 цикла, а примерно 5—6. Заливку щелочных аккумуляторов производят раствором едкого кали в количестве, определенном для каждого типоразмера аккумулятора. После заливки его уровень над пластинами должен быть 10—15 мм. Пропитка активной массы пластин происходит за 10—12 ч.
Первый и последующие заряды аккумуляторов производят стабильным по величине током, равным одной четверти номинальной емкости аккумулятора. Первый заряд длится 12 ч. Во время проведения заряда необходимо тщательно контролировать температуру электролита и напряжение на каждом аккумуляторе.
Температура электролита не должна повышаться более определенного значения, иначе активная масса пластин быстро разрушается.
Максимально допустимая температура электролита из едкого кали равна 30° С, из едкого натра 40° С, а при добавке моногидрата лития 45° С.
При заряде напряжение быстро поднимется до 1,7 В, а затем медленно достигнет величины, равной 1,8 В. Выделение газа у щелочных аккумуляторов не является признаком конца заряда. Однако при бурном газовыделении необходимо уменьшить зарядный ток. По окончании первого заряда необходимо откорректировать уровень электролита до нормы.
Первый и последующий разряды проводятся стабильным по величине током 5-часового разряда до достижения напряжения 1 В на одном или каждом аккумуляторе всей батареи.
Второй цикл заряда производится аналогично первому. Третий цикл является контрольным. Если при контрольном разряде аккумуляторная батарея отдала номинальную емкость, то она может быть передана в эксплуатацию. Если же отданная емкость составляет менее 0,8 номинальной емкости, то батарее сообщаются еще два тренировочных и один контрольный циклы.
Между концом заряда и началом разряда при циклировании щелочных аккумуляторных батарей должен быть перерыв не менее 30 мин, но не более 2 ч.
Приспособления и приборы для ремонта и обслуживания аккумуляторных батарей
Уровень электролита в аккумуляторах должен поддерживаться в установленных пределах на протяжении всего срока службы, так как понижение уровня приводит к тому, что верхние кромки пластин оказываются вне электролита. Это способствует уменьшению полезной площади пластин, а следовательно, ампер-часовой емкости аккумулятора. В свинцово-кислотных аккумуляторах начинается усиленное окисление оголенной части отрицательных электродов, в которой при последующем соприкосновении с электролитом происходит необратимое образование твердого слоя сульфата свинца.
Превышение уровня электролита над нормальным уменьшает-газовый промежуток в аккумуляторе, что является причиной выплески-вания электролита при интенсивном газовыделении. Это приводит к образованию проводящего слоя на крышке аккумулятора, увеличению токов утечки и даже к замыканию выводов аккумулятора.
Проверку уровня электролита производят стеклянной трубкой длиной 100 — 150 мм с внутренним диаметром 3—5 мм (рис. 11). На трубке должны быть нанесены метки, расположенные от ее нижнего края на 10 и 15 мм. При опускании трубки в заливное отверстие камеры до упора ее в хлорвиниловый щиток или в верхнюю кромку сепараторов она заполняется электролитом в соответствии с его уровнем в камере. Закрыв верхнее отверстие трубки большим пальцем и вынув ее, по уровню электролита в трубке можно определить уровень электролита в аккумуляторе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.