Теперь в бак 17 необходимо залить соответствующее количество дистиллированной воды. Для этого открывают вентиль 11 ионообменной установки 12 и вентиль 13 дозатора воды 14. Как только этот дозатор наполнится, он своим весом сожмет пружину опоры и замкнет выключатель 16, который вновь включит компрессор 9. Сжатый воздух через вентиль 10 будет давить на поверхность воды в баке 14 и вытеснит воду в бак 17 через вентиль 15. На время перелива воды в бак 17 все остальные вентили закрывают, а вакуум-насос 7 отключают. Объемы дозаторов 14 и 4 подобраны так, что при смешивании воды и кислоты в баке 17 получается электролит определенной плотности.
Для лучшего перемешивания кислоты с водой в нижнюю часть бака подают небольшое количество воздуха через вентиль 18. Готовый электролит идет на раздачу по трубе с вентилем 19, а дистиллированная вода—по трубе с вентилем 20. Если в этой установке применить электромагнитные вентили и запрограммировать порядок их переключения, то электролит можно готовить автоматически.
Хранение аккумуляторов
полученных с завода-изготовителя без электролита, производят на стеллажах в сухом помещении при температуре не ниже 0°С. Перед постановкой элементов на хранение необходимо проверить наличие и состояние пробок, уплотнительных резиновых прокладок, крышек, а также нанести тонкий слой технического вазелина на металлические части.
Аккумуляторы на стеллажах не должны подвергаться действию тепловых и солнечных лучей (расстояние от отопительных приборов должно быть не менее 1 м). Срок хранения аккумулятора зависит от материала, из которого изготовлены его сепараторы. Материал сепаратора определяют по буквам, нанесенным на межэлементные соединения. На межэлементных соединениях кислотных аккумуляторов отечественного производства имеются обозначения, характеризующие число последовательно соединенных аккумуляторов, назначение (Ст—стартерная), емкость при номинальном режиме разряда, материал бака (Э—эбонит, П—пластмасса), материал сепараторов (М—мипласт и стекловойлок, Р—мипора, Д—дерево). На сухозаряженных батареях (батарея, из которой после заряда был слит электролит), дополнительно нанесена буква 3.
Срок хранения аккумуляторов с сепараторами из ми-пласта, ми-поры или комбинированных с ними материалов установлен 2 года, с сепараторами из дерева— 1 год.
Батареи, которые были в эксплуатации и не нуждаются в ремонте, хранят в период зимнего кратковременного отстоя вагонов (особенно АРВ) в заряженном состоянии с электролитом. Батареи автономных вагонов в период длительного отстоя следует хранить в специально оборудованных помещениях при температуре не ниже —5°С и не выше +30 °С. Помещение должно быть чистым, сухим и обязательно вентилируемым в соответствии с требованиями техники безопасности.
В отдельных случаях (например, при длительном ожидании ремонта) бывшие в эксплуатации батареи можно хранить в разряженном состоянии без электролита. Для этого батарею надо разрядить током 10-часового разряда до напряжения 1,7 В в каждом аккумуляторе. Затем слить электролит и залить дистиллированную воду. Через каждые 3 ч воду следует менять до тех пор, пока в ней не будут обнаруживаться примеси кислоты по лaкмycoвой бумаге. После промывки надо поставить батарею отверстиями вниз, чтобы вода полностью стекла, а затем с открытыми отверстиями просушить в сухом проветриваемом помещении. Правила хранения разряженных батарей такие же, как новых аккумуляторов в сухом виде (без электролита).
Перед постановкой на хранение батареи с электролитом нужно выполнить контрольный цикл заряд—разряд. Если емкость батареи при этом окажется ниже 90 % номинальной, следует произвести тренировочный цикл. После этого надо полностью зарядить батарею до постоянных в течение 2 ч плотности электролита и напряжения. В конце заряда измерить напряжение всех аккумуляторов в батарее, а по окончании заряда — плотность, температуру и уровень электролита во всех элементах. Затем необходимо протереть крышки аккумуляторов содовым раствором, а торцы и соединительные перемычки смазать тонким слоем технического вазелина.
Во время хранения в период отстоя рефрижераторных вагонов аккумуляторные батареи нужно заряжать ежемесячно (за исключением батарей, хранящихся на вагонах, где они могут подзаряжаться от собственного зарядного устройства через каждые 15 сут) двухступенчатым режимом током 65 и 35 А. Заряд следует вести до тех пор, пока напряжение и плотность электролита в элементах не будут постоянными в течение 1 ч.
Разрешается кратковременно (не более 1 мес) хранить аккумуляторы при низких температурах, но не ниже температуры замерзания электролита.
Плотность электролита, г/см3 |
1,1 |
1,12 |
1,14 |
1,15 |
1,16 |
1,21 |
1,23 |
1,25 |
1,27 |
1,29 |
Температура замерзания,С. |
-7,5 |
-9 |
-10 |
-14 |
-18 |
-23 |
-40 |
-50 |
-58 |
-74 |
Перед установкой батареи на вагон после зимнего хранения производят контрольный цикл заряд — разряд, после чего батарею полностью заряжают, корректируют плотность и уровень электролита.
Централизованное хранение в нерабочий период аккумуляторных батарей с обеспечением сохранности их заряда можно осуществлять в специальной автоматической установке, которая состоит из станции правления 3 (рис.9), двух блоков-пускателей 2 и двух стеллажей I. Станция управления автоматически замеряет напряжение каждой батареи и имеет устройство для заряда, узел управления и сигнализации. Установка обеспечивает постоянный контроль напряжения на зажимах батарей и систематический под-заряд их, благодаря чему исключается появление сульфатации пластин, увеличивается практически в 2 раза срок службы аккумуляторов. Многоярусные стеллажи сварной конструкции выполнены с противокислотным покрытием полок. Монтируют установку в помещении с усиленной вытяжной вентиляцией.
Рис.9 Установка для централизованного хранения стартерных аккумуляторных батарей
Подготовка к эксплуатации аккумуляторной батареи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.