систематические недозаряды аккумуляторов, саморазряд через выпавшую в осадок активную массу, длительное хранение в разряженном состоянии и др. Для реставрации сульфатированных пластин в заряженный аккумулятор заливают на 40—60 мин раствор из двух весовых частей трилона марки Б и пяти весовых частей аммиака на пять весовых частей воды. После слива раствора аккумулятор несколько раз промывают дистиллированной водой, заполняют электролитом нормальной плотности и заряжают обычным способом. Пгж этом обеспечивается восстановление работоспособности элемента практически при любой степени сульфатации, если в нем не было механических повреждений или замыкания пластин.
Из-за коротких внутренних замыканий между положительными и отрицательными пластинами происходит саморазряд батареи. Если короткое замыкание вовремя не устранено, аккумулятор может придти в полную негодность от сульфатации. Короткое замыкание появляется чаще всего в результате разрушения активной массы и выпадания ее на дно банки. Такая батарея не принимает заряд.
Загрязнение электролита различными примесями способствует саморазряду и сульфатации аккумуляторов. Оно может произойти из-за попадания внутрь банки или заливаемый электролит металлической стружки, песка, неочищенной воды и др.
Механические повреждения возникают при неаккуратном обращении с аккумуляторами.
Рис. 7 Схема водородного газогенератора
Трещины в банках и крышках, повреждение деревянных ящиков, отрыв полублоков пластин до мостиков (гребенок) могут появиться из-за резких ударов, падений элементов, плохого крепления батареи и вибрации ее во время движения поезда.
Процесс разборки кислотного аккумулятора несложен. Специальным ножом удаляют мастику из-под крышек банок и в зависимости от конструкции батареи снимают крышки отдельно или вместе с полублоками пластин. Вынутые полублоки разъединяют, ставят в ванну из диэлектрического материала (винипласт, полиизо-бутилен) и промывают дистиллированной водой. При разборке стартерного аккумулятора до снятия крышки надо удалить перемычки, припаянные к выводным штырям.
Из банок, смонтированных в деревянном ящике (осветительная батарея) или в эбонитовом корпусе (стартерная батарея), выливают электролит и тщательно удаляют осадок. Следует помнить, что удаление осадка из банки кислотного аккумулятора производят только после изъятия полублоков, иначе шлам со дна в момент опрокидывания банки может застрять в сепараторах и замкнуть между собой пластины. Тогда аккумуляторный элемент окажется испорченным, так как из-за короткого замыкания произойдет саморазряд и сульфатация поверхности пластин.
Промытые полублоки тщательно осматривают и отбирают пластины, у которых осыпалась активная масса. Полублоки считают годными для дальнейшего использования, если на решетках пластин нет видимых повреждений, активная масса твердая, без отслоений, прочно держится в решетке и на отрицательных пластинах имеет светло-серый цвет, площадь осыпавшихся ячеек положительной пластины не превышает 5 % ее поверхности, отрицательной пластины— 7 %.
Если в полублоках обнаружены годные и негодные пластины, то их разбирают и из годных пластин комплектуют новые полублоки. Годные для повторного использования пластины выправляют под прессом. Можно комплектовать полублоки из старогодных и новых пластин, получаемых в качестве запасных частей. Чаще всего так комплектуют полублоки положительных пластин, срок службы которых значительно меньше, чем отрицательных.
Разрозненные пластины соединяют в полублоки по специальной технологии с использованием соответствующей оснастки. Пайку свинцовых гребенок можно вести только в нейтральной среде, поэтому
ремонтный участок оборудуют генератором водорода. Газогенератор 6 (рис. 7) соединен резиновой трубкой диаметром 6 мм с баком 5 для электролита. Генератор и бак изготовлены из листовой нержавеющей стали толщиной 2 мм. Внутрь генератора на решетку 7 кладут 2—3 кг кускового электролитического цинка 1. От штуцера 2 отходит вторая резиновая трубка 4, заканчивающаяся горелкой с капсюлем 3 от паяльной лампы.
Для получения водорода в бак 5 заливают 5—8 л электролита (75% воды и 25% серной кислоты). Попав в генератор, электролит вступает в химическую реакцию с цинком. Получающийся при этом водород через 5—6 мин склапливается над цинком и своим давлением вытесняет электролит в бак 5. При пайке давление водорода понижается и электролит возвращается в генератор 6.
Кислотный электролит получают смешиванием в определенной пропорции дистиллированной воды и аккумуляторной серной кислоты. Качество обоих компонентов должно отвечать требованиям соответственно ГОСТ 6709—72 и ГОСТ 667—73.
Следует помнить, что при разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество тепла. Поэтому в процессе приготовления электролита надо вливать кислоту в воду, а не наоборот. Если воду вливать в кислоту, то вода быстро нагревается, вскипает и разбрызгивается вместе с кислотой.
Приготовив электролит, проверяют и корректируют его плотность с помощью специального прибора-ареометра, градуированного при 20 °С. Во время замера ареометр должен свободно плавать на поверхности электролита, не касаясь стенок колбы. В зависимости от фактической температуры проверяемого электролита
Рис. 8 Схема установки для полуавтоматического приготовления электролита
вносят поправку в показания ареометра с помощью специальной таблицы.
Зимой плотность электролита делают несколько выше (1,25— 1,27 г/см3), чем летом (1,19—1,21 г/см3). Это способствует сохранению емкости аккумуляторов, уменьшающейся при низкой температуре окружающей среды, и препятствует замерзанию электролита. Летом плотность электролита делают меньшей с учетом испарения воды.
Трудоемкую и в какой-то мере опасную операцию приготовления кислотного электролита можно механизировать. На рис. 8 показана схема установки для полуавтоматического приготовления электролита (без электрических цепей управления). Слив кислоты из бутылей / в бак 5 производят за счет вакуума, создаваемого вакуум-насосом 7. Для этого вентили 2 и 6 открывают, а все остальные закрывают. После слива часть кислоты переливают через дозатор 4 в бак 17. Для этого включают воздушный компрессор 9, открывают вентили 8 и 3, а все остальные закрывают. Когда дозатор 4 наполнится кислотой, компрессор выключают, а трехходовой вентиль 3 ставят в положение, при котором кислота самотеком попадает в бак 17.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.