Рис. 1. Гендерная дифференциация ролевой принадлежности
сотрудников компаний «Х», «Y», «Z»
Рассмотрим поочередно ситуации, сложившиеся в каждой
из компаний.
Международная компания «Х»:
- У мужчин наблюдается полная заполняемость ролевой палитры
и выраженная ролевая акцентуация – инноватор (61,2%), остальные роли
выражены значительно (более чем в 2 раза) слабее.
- У женщин отмечается отсутствие выраженной ролевой
акцентуации на фоне мультиролевой ориентации, в которой можно выделить 2
уровня:
- на 1 уровне 62,5% женщин
реализуют в равной мере роли практика-организатора, инноватора и 50% - роль
доводчика;
- на 2 уровне 37,5% женщин
реализуют роли координатора, эксперта и коммуникатора;
- у женщин вообще не
представлены (отсутствуют) роли генератора идей и оформителя решений
- Следует отметить наличие общего для мужчин и женщин наиболее
ярко выраженного ролевого предпочтения – роль инноватора (61,5% мужчин и
62,5% женщин), которое, на наш взгляд, отражает общую направленность
организационных требований к профессиональному поведению сотрудников,
характерную для данной компании.
- Таким образом, в компании «Х» выявлены гендерные различия
в ролевых предпочтениях сотрудников.
Российская компания «Y»:
- В отличие от компании «Х» для компании «Y»
более полная ролезаполняемость характерна для женщин: у них в общей
структуре ролей не представлена (отсутствует) одна роль – коммуникатора, в
то время как у мужчин не представлены две роли – генератора идей и
доводчика.
- Ролевая акцентуация у мужчин выражена слабее и охватывает
2 роли – практика-организатора и координатора (42% и 42%). Далее с
некритичным отрывом (36% и 24% соответственно) реализуются 2 роли –
инноватора и коммуникатора. Таким образом, 3-х уровневая структура ролевых
предпочтений (ролевой принадлежности) более выражена у мужчин.
- У женщин компании «Y» также как в
компании «Х» наиболее ярко представлены 3 роли – инноватора, доводчика и
практика организатора (52,8%, 52,8% и 48,4% соответственно), но в отличие
от компании «Х» остальные роли выражены менее ярко и не представлена
(отсутствует) только одна роль – коммуникатора.
- Таким образом, в компании «Y» гендерные
различия менее выражены и носят иной (отчасти противоположный) характер по
сравнению с компанией «Х».
Российская компания «Z»
(со смешанным капиталом,
имеющая зарубежные представительства, ориентированная на западные
(международные) стандарты управления):
- Выявлена ролевая акцентуация, одинаковая (общая) для
мужчин и женщин – роль практика-организатора (43,6% и 50% соответственно).
- Для мужчин и женщин характерны 3-х уровневые структуры
ролевой принадлежности, но отличающиеся содержанием и выраженностью
ролевых позиций.
- У мужчин отмечена полная заполняемость ролевой палитры и менее
резко выражена количественная разница в ролевых предпочтениях,
представляющих разные уровни.
- У женщин ролевая структура имеет менее полную ролевую
палитру (охватывает меньшее количество ролей) – в ней отсутствуют 3 роли,
имеющие важное значение для интеллектуальной составляющей профессиональной
деятельности: генератор идей, инноватор и эксперт.
- Следует отметить, что у мужчин эти же 3 роли менее ярко
выражены по сравнению с остальными ролями.
- Таким образом, в компании «Z»
гендерные различия выражены слабо и носят преимущественно количественный,
а не содержательный характер.
В целом анализ данных исследования, представленных в таблице
1, позволяет сделать вывод о наличии гендерных различий в ролевых
предпочтениях сотрудников всех исследуемых компаний и выявить отличительные особенности,
характерные для каждого вида компаний.