Особенности командно-ролевого взаимодействия менеджеров среднего и высшего звена международной и российских компаний, страница 15

-  оформитель решения и практик-организатор (49,8% и 41,5% соответственно)

-  координатор, эксперт и коммуникатор (все роли – по 16,6%)

      Модель профессионального поведения, обусловленная такой ролевой структурой, характеризуется следующими особенностями:

-  выраженной ориентацией на «обслуживание» бизнес-процессов в соответствии с принятыми и освоенными схемами, без попыток поиска и внедрения инновационных подходов или инструментов;

-  осторожностью, взвешенностью, согласованностью принимаемых решений и предпринимаемых действий с ключевыми участниками процесса.

     Общим ограничением этой модели поведения является выраженная приверженность устоявшимся стереотипам и ориентация на избегание неудач (в противовес ориентации на достижение успеха), что сужает возможности поиска нетривиальных решений и привлечения дополнительных ресурсов для достижения более высоких результатов деятельности.

      Таким образом, для сотрудников компании «Z» наиболее характерной особенностью  структуры ролевых предпочтений является  относительно слабая ролезаполняемость, что обусловливает функциональную стереотипность поведения разных категорий сотрудников, ограниченность коммуникаций, ориентацию на сохранение достигнутого, а не на достижение нового.

Заключение

       Проведенное исследование посвящено выявлению особенностей ролевой структуры управленческих команд и обусловленных ими моделей профессионально-ролевого поведения (взаимодействия в профессиональной сфере), характерных для успешных российской и международной компаний.

       В рамках  исследования предпринята попытка обнаружить и описать некоторые особенности командно-ролевого поведения менеджеров, обусловленные гендерной и профессиональной дифференциацией сотрудников (на примере международной и российских компаний).

      В исследовании участвовали 122 ключевых сотрудника и менеджеров среднего и высшего звена одной международной и двух российской компаний, объединенных в 14 команд.

Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил проверить и подтвердить выдвинутые гипотезы, касающиеся:

- существования различий в  ролевой структуре команд (ролевых предпочтениях ключевых сотрудников и менеджеров компаний), обусловленных особенностями менеджмента в российских и международных компаниях;

-  наличия  гендерных различий (гендерной дифференциации)  в структуре ролевых предпочтений сотрудников и менеджеров, характерных как для  российских, так и для  и международной компаний;

-   существования различий в структуре ролевых предпочтений сотрудников, связанных с их  профессиональной принадлежностью (профессиональной дифференциацией), выявленных как в международной, так и в российских компаниях.

       Обсуждение результатов исследования с непосредственными участниками команд и руководителями компаний подтвердило достоверность трактовок и выводов.

        Результаты исследования используются компаниями в работе с персоналом.

Список использованной литературы

1.  Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач/Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. – 315 с.

2.  Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров/Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. – 232 с.

3.  Берг А. Что такое настоящая команда [Текст] / А. Берг // Служба кадров и персонал. – 2004. - №2. – С. 87-88

4.  Бойет, Джозеф Г., Бойет, Джимми Т. Путеводитель по царству мудрости [Текст]: Лучшие идеи мастеров управления: [Пер. с англ.] / Джозеф Г.Бойет, Джимми Т. Бойет. – 2-е изд., стер. – М.: Олимп-Бизнес, 2004. – XII, 395 с.

5.  Командный менеджмент в России: Методы формирования и развития командных эффектов в организации [Текст] / М. Долгов [и др.] //  Управление персоналом. – 2005. – №24. – С. 53-55

6.  Рихтер К. Формирование командного духа [Текст] / К. Рихтер // Управление персоналом. – 2004. – №10. – С.14-17