История прихода Рижского Кафедрального Христорождественского Собора после 2-ой мировой войны (1944-1961 гг.)

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Бакалавр Майрите Ерцмане.

ИСТОРИЯ ПРИХОДА РИЖСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО СОБОРА ПОСЛЕ 2-ОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1944-1961 гг.)

I. Духовная жизнь прихода Кафедрального собора    1          , ь          •

Кафедральный собор отличается от других храмов тем, что в нём находит­ся епископская кафедра, в свнзи с чем трудно говорить о постоянном, замкну­том приходе. Поэтому автор в данном случае под приходом понимает не толь­ко тех верующих, чьим постоянным храмом был Христорождественский собор, но и тех, которые в собор приходили на праздники, на архиерейские богослужения, а постоянно, может быть, считались членами другого прихода. Из вышесказанного следует, что в жизни Христорождественекого прихода важная роль принадлежала епископам в отличие от обычных приходов, активность которых зависела от священника.

В Христорождественском соборе до самого его закрытия богослужения совершались регулярно, два раза в день - утром и вечером. Несмотря на то, что в рабочие дни посещаемость богослужений, по словам Л. Голубкиной, была

В кафедральном Соборе накануне закрытия Великим постом 1961 года.


довольно низкой, уполномоченный СМ СССР при СМ ЛССР по делим Русской Православной Церкви А.Сахаров упоминает от 30 до 40 человек в день, всё же на день регистрации прихода 14 января 1945 года число постоянных членов было примерно триста человек и не менялось до пере­се­ле­ния прихода на улицу Кр.Барона 126, в феврале 1961 года. По воскресеньям богослужения епископа собирали около 1500 верующих. Но самый большой наплыв людей в Кафедральном Христорождественском соборе можно было наблюдать в праздник Воскресения Христова (5000) и в праздник Рождества Христова (4000). В эти праздники кафедральный собор был переполнен, т.к. поначалу в нём было предусмотрено 3200 мест, но в праздничных богослужениях участвовало ещё больше верующих.

Кафедральный собор отличался и богатым внутренним оформлением и убранством. Многие гости кафедрального собора сороковых-пятидесятых годов, осматривая ризницу, были в восторге от её богатства и красоты. Многие роскошные литургические облачения священников, согласованные с оформлением кафедрального собора, не были лишней роскошью, а только вспомогательным средством, чтобы человек во время богослужения мог приобрести по возможности больший духовный подъём.

Осенью 1944 года, после освобождения Риги советскими войсками от немецкой оккупации, в истории прихода Кафедрального Христорож­дес­т­вен­с­ко­го собора были открыты новые страницы. Новый политический строй основывался на идеологии атеизма, который считал религию буржуазным пережитком и обещал людям обеспечить счастливую жизнь на земле без Бога, поэтому можно было уже предчувствовать каким будет отношение советском власти к Церкви.

14 января 1945 года уполномоченный по делам советов Русском Православной Церкви СМ СССР взял приход Рождества Христова на свой учёт и постановил, что впредь приходу разрешено работать только по согласованию с существующим законодательством СССР и по распоряжени­ям правительства о религиозных культах. Поэтому теперь Церковь в Латвии оказалась нежелательным чужеродным телом, у Неё была отнята возможность выражать свои взгляды и воспитывать новое поколение в христианском духе Храм разрешали использовать только для совершения богослужений. На богослужениях в советских условиях, по крайней мере, поначалу, обстановка сохранялась прежняя, и в стенах Кафедрального собора верующие могли забыть всё, что их угнетало, ежедневно соприкасаясь со всё возрастающим неблагоприятным отношением большей части людей. В Кафедральный собор продолжала приходить старая интеллигенция, старые богомольцы, у которых религиозное убеждение глубоко укоренилось. В большей мере это были те люди, кто устанавливал и сохранял особую, духовную обстановку и Кафедральном Христорождественском соборе. В связи с этим нельзя не упомянуть Лаврентия Голубкина (1893 г.р., бывшим до 1952 года помощником старосты прихода, а потом, до самого закрытия Кафедрального собора был


таростой прихода), Евгения Голубкина (1895г.р., служащий Кафедрального гобора), представителей интелигенции - архитектора по профессии, старосты прихода с 1945 по 1952 год Владимира Шервинского (1894г.р.), учительниц: •Анну Володину (1917г.р.), Софию Стефанову (1867г.р.); Давида Рудзита (1867г.р.), который с 1889 до 1893 года учился в Петербургской Духовной академии и потом работал преподавателем Московской Духовной семинарии, за что и награждён орденом св.Анны III степени. Несмотря на все запреты по месту своей работы, в Кафедральный собор продолжала приходить Вера Сидере, дочь бывшего регента хора Кафедрального собора Я.Микельсона, которая по профессии была пианисткой и в начале пятидесятых годов давала уроки игры на фортепиано в Латвийской Государственной Консерватории.

Своеобразие обстановки при советской власти было таково, что теперь
люди в церковь были вынуждены приходить тайно, так, чтобы об этом не
узнали на работе, где тогда грозили неприятности. Внучка протоиерея Яниса
Янсона вспоминает, что уже до начала большого праздничного богослужения
многие богомольцы отправлялись в помещения хора, где стояли среди хорис­тов, чтобы не быть замеченными. Хождение в церковь могло дорого стоить,
потому что верующим надо было сделать выбор - или работать на государ­ственной работе и отказаться от Церкви, или уйти с работы и остаться без
средств к существованию. Нужна была крепкая вера, чтобы выжить в таких
обстоятельствах. Тамара Азеева (1916 г.р.), по профессии бухгалтер, всё со­ветское   время   состояла   в   "двадцатке"                                                                                       .._.....____--........„ппппппяшошитшт

Протопресвитер Иоанн Янсон, настоятель кафедрального собора (до 1953 года).

прихода Рождества Христова, ас 1952 года и в ревизионной комиссии. На рабочем месте ей предлагали отказаться от деятель­ности в "двадцатке" или подать заявление об уходе. Тамара Азеева выбрала последнее. Сын старосты прихода Л. Голубкина Борис Голубкин 28 марта 1952 года был отчислен из ЛГУ как будто из-за отставания в учёбе (по болезни Б. Голубкин не сдал вовремя зимнюю сессию в шестом семестре), но как заверяет уполномоченный СМ СССР при СМ ЛССР по делам Русской Православной Церкви А. Сахаров, настоящей причиной отчисления была религиозная семья.  По этой   самой   причине   Б.   Голубкина   не приняли и в ЛСА, где он хотел продолжать учёбу на смежном факультете. А. Сахаров писал, что с удовольствием помог бы парню поступить в высшее учебное заведение, если он порвёт все связи с Церковью и вступит в комсомол. Уполномоченный сам


129


128



архиепис дением а

копу Литовскому    Корнилию (Попову). П< рхиепископа был Вильнюс, и поэтому его де*

эстоянным местонахож-|тельность в Латвийской

епархии

ограничивалась  совеошением  периодичс

;ских   богослужений   в

Похожие материалы

Информация о работе