План
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), «был замечательным врачом, и мог бы до конца жизни с совершенно чистой совестью нести это служение страждущему человечеству. Но он почувствовал призвание к еще более высокому служению, и в самые страшные для Церкви годы он принимает священство, а вскоре и епископский сан» [2, с.3]. На его долю выпало жить в труднейшее для Русской Православной Церкви время. Ему довелось пережить все испытания, выпавшие на долю русских православных архиереев первой половины XX века: тюрьмы, лагеря, ссылки, пытки. И где бы он ни был – в тюрьме, на преподавательской кафедре, за операционным столом – он являлся носителем слова Божия, не только словом, но и всей своей жизнью, неся свет православной веры людям, совершая свое миссионерское служение. Ибо сам Господь Иисус Христос сказал своим последователям: «Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф. 5; 16)
О тяжелейшем состоянии, в котором находилась Русская Православная Церковь в годы безбожной коммунистической власти, святитель Лука говорил такими возвышенными, но очень красноречивыми словами: «О Мать моя, поруганная, презираемая Мать, Святая Церковь Христова! Ты сияла светом правды и любви, а ныне что с тобой? Тысячи и тысячи храмов твоих по всему лицу земли Русской разрушены и уничтожены, а другие осквернены, а другие обращены в овощные хранилища, заселены неверующими, и только немногие сохранились. На местах прекрасных кафедральных соборов – гладко вымощенные пустые площадки или театры и кинематографы. О Мать моя, Святая Церковь!...» [1, с.3].
Этими словами начинают издатели автобиографии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) предисловие к своей книге. Свои воспоминания архиепископ Лука, будучи уже практически слепым, продиктовал секретарю Е.П. Лейкфельд в 1958 году в Симферополе примерно за три года до своей кончины. Синодальной библиотекой рукопись была предоставлена издательству им. свт. Игнатия Ставропольского. Воспоминания написаны ярким, живым языком. Автор доносит до читателя свои чувства, свои переживания о судьбах России и Церкви.
В примечаниях к автобиографии, составляющих по объёму большую часть рассматриваемого издания, но дополняющих повествование самого святителя многими интересными и значительными фактами, редакция пользовалась книгой М. Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга», вышедшей в издательстве YMKA-PRESS в Париже в 1979 г. «Хотя автор книги, по всей видимости, человек далекий от религии и Церкви, многие приведенные им документы уникальны» [1, с.8].
В 1997 г. в издательстве ПСТБИ вышла Книга «Дух, душа и тело», являющаяся апологетическим трудом Архиепископа Луки. Владыка Лука всеми силами пытался «бороться за души тех, кто был далек от Церкви» [2, с.3]. В этой работе Архиепископ рассматривает теорию высшей нервной деятельности академика И. Павлова, объявленную в СССР лучшим достижением материализма.
В 2003 году издательством Симферопольской и Крымской епархии в трёх томах были изданы проповеди архиепископа Луки, записанные при его жизни благочестивыми прихожанами. Еще при жизни святителя чиновники из отдела по делам религии предлагали издать некоторые из его проповедей при условии, что из них будут изъяты все обличения безбожия. Архиепископ Лука с негодованием отказался. Лишь отдельные слова с сокращениями публиковались в "Журнале Московской Патриархии".
Перу доктора хирургии Войно-Ясенецкого принадлежит сорок два научных труда. За основной свой труд – «Очерки гнойной хирургии», – вышедший тремя изданиями тиражом шестьдесят тысяч экземпляров, учёный в 1946 году был удостоен Сталинской премии.
«Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно, дворянин, православного вероисповедания, родился в 1877 г. (14 апреля) в г. Керчи..» – говорилось в биографии к диссертации В. Ф. Войно-Ясенецкого [1, с.93].
Его отец был католиком, «весьма набожным, (...) человеком удивительно чистой души… Мать усердно молилась дома, но в церковь, по-видимому, никогда не ходила [1, с.9]. Два его брата не были религиозными людьми. Младшая сестра стала прекрасным и очень благочестивым человеком. По признанию будущего святителя, религиозного воспитания в семье он не получил, и религиозность усвоил, главным образом, от очень набожного отца.
Среднее образование юный Валентин получил в Кишиневской и Киевской гимназиях. Одновременно с гимназией он окончил Киевскую художественную школу. Юноша проявил немалые художественные способности и сначала решил поступать в Петербургскую Академию Художеств, но пришел к выводу, что он «обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей… быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям» [1, с.10, 16] и поступить на медицинский факультет. Так как все вакансии уже были заняты, а интерес у юноши был к наукам гуманитарным – к богословию, философии и истории – он поступает на юридический факультет. Через год в Мюнхене он поступает в частную художественную школу, но уже через три недели возвращается в Киев и еще год усиленно занимается живописью.
В это время, как вспоминает святитель Лука, впервые проявилась его религиозность. «Я каждый день… ездил в Киево-Печерскую Лавру, часто бывал в киевских храмах и, возвращаясь оттуда, делал зарисовки того, что видел...» [1, с.11]. Тогда же он увлекся этическим учением Льва Толстого и стал, по его признанию, «завзятым толстовцем: спал на полу на ковре, а летом, уезжая на дачу, косил траву и рожь вместе с крестьянами,..» [1, с.11]. Однако, прочитанное им сочинение Толстова «В чем моя вера», резко оттолкнувшее будущего исповедника «издевательством над православной верой».
Интересно воспоминание святителя Луки о первом прочтении эпизода евангелия, в котором Господь Иисус Христос, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9,37). «У меня, – признается Архиепископ, – буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!» Позже, (...) когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему» [1, с.13].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.