РПЦ в годы безбожной советской власти. Жизненный путь В.Ф.Войно-Ясенецкого. Миссионерское служение святителя Луки, страница 6

За годы своего миссионерского служения епископ Лука постоянно на­хо­дился под неусыпным контролем представителей атеистической власти.

На одном из допросов владыку спросили о его политических взглядах и отношении к советской власти. Вопрос был поставлен ребром: «так кто же вы – друг наш или враг наш?» Я ответил: – вспоминает святитель – «И друг ваш и враг ваш, если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы ком­мунистом. Но вы воздвигли гонение на христианство, и потому, конечно, я не друг ваш» [1, с.39]. Тем не менее, его жизненная позиция вызывала глу­бо­кое уважение к нему. Епископ рассказывает, как во время допроса в Красно­ярске помощник начальника ГПУ, вдруг переменив свой резкий тон, показы­вая в окно на обновленческий собор, сказал: «Вот этих мы презираем, а таких как Вы – очень уважаем» [1, с.64]. И вместе с тем в своем завещании владыка призывал верных чад Право­славной Церкви «против власти, постав­ленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всем ей сми­рен­но пови­но­ваться» [1, с.120].

Время между двумя ссылками с 1927 по 1930 год епископ Лука жил в Ташкенте. По его прошению владыка был уволен на покой, но не переставал молиться на всех богослужениях в Сер­гиевском храме вместе со сменившим его на посту митрополитом Арсе­ни­ем. Весной 1930 года ста­ло известно о том, что Сергиевская церковь пред­назначена к разрушению. Епископ Лука вспоминает, что он, будучи не в си­лах стерпеть разрушение храма, принял твердое решение: «отслужить в этот день последнюю Литургию и после нее, когда должны будут явиться враги Божии, запереть церковные двери, снять и сло­жить грудой на средине церкви все крупнейшие деревянные иконы, об­лить их бензином, в архиерейской ман­тии взойти на них, поджечь бензин спи­ч­кой и сгореть на костре… Я ду­мал, что мое самосожжение устрашит и вразумит врагов Божиих… и оста­новит разрушение храмов, колоссальной диавольской волной разлившееся по всему лицу земли Русской» [1, с.68]. По воле Божией закрытие церкви было отложено на короткий срок. Епископа в тот же день арес­то­вали. Власти не допустили никакого бунта со стороны ве­р­ующих. Храм был разрушен, когда владыка был уже в тюрьме. Но офици­аль­ной причиной ареста тогда послужило обвинение епископа и врача Вой­но-Ясенецкого в том, что он выдал справку о душевной болезни покончив­ше­го с собой проф. Ми­хай­ловского его вдове, чтобы она смогла получить разре­шение его погре­бе­ние и таким образом, якобы, покрыл убийцу. Мотивом, яко­бы, по­служило то, что опыты про­фе­ссора по воскресению умершего сына «резко бьют по религиозным усто­ям» [1, с.135]. Был написан ряд публикаций и ху­до­жественных произведений, в каждом из которых гениаль­ный ученый-ма­териалист, приблизившийся в своих открытиях к достижению оживления умерших становился «жертвой религиозного фанатизма».

Не страшась никаких последствий, владыка всегда открыто отстаивал перед властями свои взгля­ды и убеждения. Прибегая сам к открытым формам протеста против антицерковных действий властей, он, тем не менее, призы­вал свою паству к покорности власти, данной от Бога, и сам подчинялся её законным распоряжениям.

С началом Великой Отечественной Войны ссыльный епископ и про­фес­сор был назначен главным хирургом эвакогоспиталя в Крас­но­ярске, где про­работал более двух лет. Воспоминания об этой работе ос­та­лись у владыки «светлые и радостные». Раненые офицеры и солдаты очень его любили. За эти труды на благо отечества епископ Лука получил благо­дар­ственную гра­мо­ту Западно-Сибирского военного округа, а по окончании войны был на­гра­жден медалью «За доблестный труд в Великой Оте­чествен­ной войне 1941–1945 гг.» Сам святитель поясняет, что Священный Синод при Место­блюс­ти­теле Патриаршего престола митр. Сергий прирав­нял лече­ние раненых к до­б­ле­стному архиерейскому служению и возвел его в сан ар­хиепископа [1, с.85].

По окончании ссылки, в 1943 году архиепископ Лука был направлен в Тамбов, где около двух лет совмещал церковное служение с рабо­той в госпи­талях для раненых. С 1946 года в продолжении пятнадцати лет, до конца сво­ей земной жизни (11 июня 1961 г.), он занимал должность архиепископа Сим­феропольского и Крымского.

Не чудеса и знамения, а крестоношение – признак духовности послед­него времени. Духовный подвиг большинства переживших страшные годы гонений безбожной советской власти заключался не в уединённой непрестан­ной молитве, а в открытом исповедании веры и посильной деятельности на благо церкви и родины.

Святость XX века – это ежедневное мученичество. Митрополит Арсе­ний, с которым у святителя Луки были теплые, дружеские отношения, на подаренных ему фотокарточках написал: «Жертве за жертву (Флп. 2,17), а на другой: тобою, брат, успокоены сердца святых (Флм.1,7)» [1, с.79]. Ав­то­биография архиепископа Луки – лучшее доказательство того, что вся его со­знательная жизнь являлась непрестанным подвигом исповедни­чества и слу­же­ния ближним, не взирая на то, что он не совершал явных зна­мений и чу­дес. На страницах автобиографии мы видим постоянное водительство про­мысла Божия, являвшее себя, зачастую, сверхъестественным путем.

«Я полюбил страдание», – писал он в одном из писем своему сыну. «В этих словах весь жизненный путь настоящего по­дви­ж­ника нашего времени» [1, с.8].

Источники

1.  Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание… Автоби­о­гра­фия. Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, М. 1999.

Литература

1.  Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух душа и тело. ПСТБИ, М., 1997.

2.  Ефимов А.Б. Миссионерство и роль Церкви в колонизации территорий. ПСТБИ, М., 1998.