Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт
IV курс, заочное отделение
Миссионерский факультет
Новейшая история
Русской Православной Церкви
Антицерковная компания
при Н.С. Хрущёве.
Собор 1961 года.
Дашко Лия
Москва 2003 год.
«Государственно[L.D.1] -церковные отношения на протяжении многих столетий были существенной частью политической истории России. Не стал исключением и XX век. Более того, после Октябрьской революции они обрели особый драматизм и остроту, порой оказывая заметное влияние на общую ситуацию внутри страны и международное положение СССР» [1, с.394].
История Русской Православной Церкви, тесно связанная с историей государства и общества, наглядно подтверждает древнее пророчество: «И что будет с народом, то будет и со священником» (Ис. 24,2). Жизнь Церкви в период, когда во главе советского государства стоял Никита Сергеевич Хрущев, имела многие только ему присущие особенности, но на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование, в котором она рассматривалась бы целиком и в теоретическом и конкретно-историческом плане.
Взаимоотношения между Церковью и государством наиболее полно освещены в двух трудах: канадского историка Д.В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX веке» М., 1995. и петербургского ученого М.В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» М., 2000.
Из вышедших за рубежом, этому периоду истории Русской Церкви посвящена работа Никиты Струве, сосредоточенная на хрущевском периоде и на реакции верующих на гонения 60-х годов. В седьмом номере журнала «Наука и религия» за 1991 была опубликована статья московского историка М. И. Одинцова «Хождение по мукам. 1945-1964 гг.» Отдельные работы по истории Русской Православной Церкви печатались в русских эмигрантских журналах. Но большинство работ русских эмигрантов и советских авторов самиздата, при всей их документальности, чаще всего субъективны и пристрастны.
В двухтомном издании «РПЦ в советское время (1917-1991), включающем в себя материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью (составитель Г. Штриккер. М., 1994) приведены, опубликованные в «ЖМП», постановления Священного Синода, материалы Архиерейского Собора 1961 года и документы касающиеся внешнеполитической деятельности Церкви. Как документ религиозного сопротивления представлено письмо Б.В. Талантова от 10.11.1966 г., в котором говорится о массовом разрушении и закрытии церквей во время антирелигиозной кампании 1959-1964 гг. Рассказывается о закрытии путем произвола 53% церквей в Кировской области, о незаконных ограничениях деятельности действующих церковных общин, представлен его взгляд на роль Московской Патриархии а массовом закрытии церквей.
Данные о том, как политика центра отражалась на действиях властей в союзных республиках, содержатся в 1 и 2 выпусках сборников «Православие в Латвии». В небольшой, но очень содержательной статье И. Суворовой «Отношения между Православной Церковью Латвии и государством в 50-60-е годы XX столетия» на основе анализа архивных материалов показано, что закрытие церквей и снятие с регистрации приходов являлось результатом не только политики жестких экономических санкций, но и откровенно насильственных мер со стороны государства. Автор приводит сведения о количестве православных приходов в Латвии, их материальном состоянии, национальном составе, данные о закрытии храмов.
В[L.D.2] связи с тем, что в 1940 г. прибалтийские республики были включены в состав СССР, статус Православной Церкви на всей территории страны стал определяться её Конституцией и союзным законодательством о религиозных культах, в основе которого лежал декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 20 I 1918 г. После Великой Отечественной войны в ведении Рижской епархии находилось 138 храмов, многие из которых нуждались в ремонтных и реставрационных работах. Однако, государство не предпринимало никаких мер по приведению в надлежащий порядок этой своей собственности. Напротив, бедность приходов являлась весомым аргументом в пользу их закрытия.
В [L.D.3] этот наиболее сложный для Православной Церкви период Рижскую епархию возглавляли в 1955–1958 гг. архиеп. Филарет (Лебедев) и в 1962 – 1966 гг. еп. Никон (Фомичев); временно управляли делами Рижской епархии епископы Таллиннский и Эстонский Иоанн (Алексеев) (1958–1962 гг.) и Алексий (Ридигер) (1962 г.).[L.D.4] И несмотря на все нападки безбожной власти в сложных условиях 50-60-х годов Латвийской Православной Церкви удалось сохранить большинство приходов от разорения, и тем самым сохранить само Православие в Латвии.
Наиболее полным и обобщающим исследованием антицерковной политики при Н.С. Хрущеве является монография доктора исторических наук М.В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве». Для монографии характерно в первую очередь первичное исследование, многие архивные материалы впервые вводятся в научный оборот. Использует автор и опубликованные источники, характеризующие политику советского государства и коммунистической партии по отношении к религиозным организациям. Сюда относятся материалы партийных съездов, пленумов ЦК, постановления и циркуляры, посвященные проведению атеистической пропаганды. В монографии подробно прослежено государственно-правовое регулирование деятельности РПЦ актами законодательных и исполнительных органов советского государства. Кроме официальных документов, Шкаровский широко использует материалы зарубежных изданий, посвященные положению Церкви в СССР. Он высоко оценивает значение русских эмигрантских журналов, выходивших в Германии, Франции, США: «Вестник русского христианского движения» (Париж), «Русское возрождение» (Нью-Йорк). Использует материалы по истории Русской Церкви, печатавшиеся в журналах «Грани», «Посев», «Континент», некоторые моменты из истории церковного диссиденства освещались только в них.
В монографии наглядно показана зависимость политики советского руководства в отношении религии от внутриполитической ситуации в стране, прослежено взаимовлияние международных акций и положения Русской Церкви, выделены основные характерные черты этого периода, приведена конституционно-правовая база государственной религиозной политики, и деятельности спец. органов, осуществлявших эту политику. Важное место уделено вопросу о роли некоторых церковных деятелей в развитии государственно-церковных отношений. Приводится множество фактов репрессивных акций по отношению к духовенству, мирянам и реакция Московской Патриархии на действия государственных органов. В методе исследования автор опирается на развитые в XX веке, прежде всего в зарубежной историографии, методы социальной истории.
Период 1958-1964 гг. автор выделяет как особый, исключительный в истории Русской Православной Церкви, когда она была поставлена на грань полного уничтожения, и это уничтожение впервые было объявлено, как государственная задача. Властями был учтен опыт массовых религиозных кампаний 20-30 гг., но теперь они проводились уже на новой идеологической основе, что повлияло на методы борьбы. Появилась принципиально новая политика разложения Церкви «изнутри».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.