Автор анализирует несколько источников распространения религиозной идеологии в этот период. Одним из них были православные братства, сложившиеся еще в 1917–1920 годах. К концу 30-х годов они перешли на нелегальное положение и смогли просуществовать до 50-х годов. Остатки братств многое сделали для передачи веры и церковности новым поколениям. Частичное возобновление их деятельности произошло благодаря освобождению из мест заключения бывших руководителей. Еще одним важным источником религиозного просвещения стала литература – самиздатовская, зарубежная и даже советская. С конца 50-х годов в СССР начала активно поступать эмигрантская религиозная литература. Особый этап религиозного пробуждения автор монографии связывает с проникновением в СССР книг русских философов-христиан: Бердяева, Лосского, Шестова, Франка, о. Сергия Булгакова. Как особый «очаг» распространения христианства, Шкаровский выделяет советские лагеря, ссылаясь на свидетельство историка и публициста В. Осипова. Обращение к христианству в лагерях в значительной степени происходило под влиянием сотен заключенных в них священников.
Начало религиозного возрождения 50-х годов практически совпадает по времени с развертыванием ожесточенного наступления на Церковь. Священники и миряне, не согласные с политикой Московской Патриархии, не проявляли себя открыто до конца 50-х годов. Однако с 1958 года нарастание антицерковной кампании создало новые условия. Самые первые акции церковных диссидентов, появление самиздата относятся к началу 1958 года, и на первом этапе достигли своего пика в 63-64 годах, когда особенно жестокая волна гонений фактически поставила вопрос о самом существовании церковной организации. Соответственно значительно усилилось сопротивление священнослужителей и мирян.
В работе М.В. Шкаровского приведен большой фактический материал деятельности религиозных диссидентов. Важной вехой в истории этого движения было создание 2 февраля 1964 года крупной подпольной организации, руководители которой были сторонниками ведущей роли Русского Православия в обществе – «Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа». Союз намеревался постепенно увеличить количество своих членов с целью свержения коммунистической власти и создания в социально-христианского строя. Для организации были характерны военная структура и четкая иерархичность, что обеспечивало высокую дисциплину и облегчало сбор членских взносов. Как отмечает автор, большинство зарубежных исследователей считали ВСХСОН самым значительным подпольным объединением в СССР после смерти Сталина, а некоторые даже – первой за всю историю советской власти политической партией, возникшей в подполье.
Оценивая реакцию Запада на гонения хрущевского периода, Шкаровский отмечает, что в целом она была слабее, чем в 20-30-е годы. Но постепенно и за границей начало все более усиливаться осуждения антицерковной политики советского государства. И это обстоятельство начало сказываться на международной репутации СССР, что действовало на советское правительство отрезвляюще.
«[L.D.6] Политика советского государства,.. прежде всего затронула духовную сторону человеческого бытия. Культуре народа был нанесён невосполнимый ущерб. Уничтожая храмы, люди уничтожали не только памятники архитектуры, но и историческую память о жизни и духовных ценностях своих предков. Народ, не имеющий корней, народом не является, такими людьми легче руководить. Это прекрасно понимали «народные» руководители и один за другим наносили всё новые удары по исторической памяти народа, по его духовной силе» [2, с.78].
У большинства мирян и духовенства гонения этого периода персонифицировались с Н.С. Хрущевым, поэтому когда 14 октября 1964 года он был снят со всех своих постов, в сердцах миллионов верующих не без основания возродилась надежда на скорую смену курса в политике государства по отношении к религии. И действительно за падением Хрущева почти немедленно последовало смягчение антицерковных нападок.
Подводя итоги, автор констатирует, что в целом «хрущевская» кампания явно провалилась. Откровенные гонения на Церковь не принесли желаемого результата. Вместо того, чтобы обратить людей в атеистов, она загнала религиозную жизнь в подполье, что для режима было гораздо опаснее, чем открытая религиозность. Гонения привлекли симпатии многих людей к страданиям верующих, пробудили интерес мировой общественности к положению в СССР. В материальном плане Церковь была почти разгромлена. На 1 января 1966 года она имела всего 7523 храма, но показать «последнего советского попа» по телевизору не удалось.
1. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 – 1964 годах). Крутицкое Патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, М., 1999.
2. Суворова И. Отношения между Православной Церковью Латвии и государством в 50-60-е годы XX столетия. Православие в Латвии. Исторические очерки. Сборник статей под ред. Гаврилова А.В. Балто-Славянское общество, Рига, 1993. (Стр. 75 – 91).
От светы списала. У нее было замечание, что реферат не пишется на основе одного источника. Я добавила – получила 2. Сдала Светин – получила 4 (у светы было пять). Куда он делся из компа – не знаю.
Замечания – не структурирована.
[L.D.1]Оценка 2. Работа, по сути, рефератом не является. Цель реферата не только пересказать содержание какого-то труда (что худо-бедно Вы сделали), но и дать ему оценку. Оценку же можно давать лишь сравнив реферируемую работу с другими по теме. По этой причине невозможно писать реферат, использовав лишь две книги.
[L.D.2]???
[L.D.3]???
[L.D.4]62 – 64 гг.
[L.D.5]В Латвии.
[L.D.6]???
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.