Период хрущевской «оттепели» для Церкви оказался периодом лютого мороза. Новый поворот государственной религиозной политики был вызван целым комплексом причин. В руководстве созрела убежденность в возможности построения в скором будущем коммунистического общества. Считалось, что коммунистическая идеология жизнеспособна, и, очистившись от негативных черт сталинизма, она несомненно победит. Особенностью данного периода было и то, что теперь значительная часть общества разделяла эти иллюзии партийного руководства страны, и гонения происходили в условиях индифферентного к ним отношения со стороны народа. Именно идеологический фактор выделяет автор как решающий в наступлении на Церковь в 1958-1964 гг. Значительно больше внимания стало уделяться пропагандистской атеистической работе, причем в ней гораздо ярче проявилось стремление к научному подходу (создание специализированных институтов, изданий). По сравнению с 30-ми годами набор внешних административно-репрессивных методов воздействия был гораздо более ограниченным. О массовых репрессиях духовенства теперь уже не могло быть и речи. Советское государство возглавляло лагерь социалистических стран, входило в ООН, и его руководство вынуждено было считаться с мировым общественным мнением, поэтому постоянно делались заявления, что в СССР существует полная свобода вероисповедания.
Причиной начавшихся гонений была смена внутренней политики руководящего аппарата страны. Деятельность нового партийного руководства протекала под знаменем борьбы со сталинизмом, а спокойные отношений к Церкви рассматривались, как его наследие. Кроме этого, автор раскрывает и другие объективные побудительные причины открывшихся гонений. Важным мотивом смены религиозной политики было начавшееся во второй половине 50-х годов т.н. религиозное возрождение, когда на свободу были выпущены сотни тысяч заключенных ГУЛАГА. Так И. Суворова приводит в своей публикации поимённый, но далеко не полный список незаконно репрессированных на основании 58-й статьи УК («антисоветская агитация и пропаганда») священнослужителей, вернувшихся в Латвию, составленный епархиальным управлением в 1958 г. Разоблачение преступлений сталинского режима способствовало изживанию страхов и активизации широких слоев традиционно верующих.
Не последней по значимости причиной наступления на Церковь были экономические расчеты властей. Этот фактор в работе Шкаровского указывается и изучается впервые. В конце 50-х годов власти активно искали источники пополнения государственного бюджета. И новая волна наступлений на Церковь началась именно с многократного увеличения налогов и изъятия части имущества Церкви.
Сыграла свою роль и слабость позиции РПЦ на международной арене. Оказалось неудачной попытка использовать ее во внешнеполитических интересах. На Московской межправославной встрече, посвященной восстановлению Патриаршества планировалось добиться осуждения всеми главами Православных Церквей испытаний, накопления и использования ядерного оружия. Провал планов внешнеполитического использования Церкви широко открыл дверь для гонений.
Наступлению на Церковь предшествовала мощная антирелигиозная кампания в конце 1957 года по уже отработанной схеме. В ноябре 1957 года все республиканские Советы по делам РПЦ и религиозных культов представили, согласно запросу зав. сектора агитации К.У. Черненко, справки об активизации религиозных организаций и состоянии научно-атеистической пропаганды. 7 декабря на имя председателя Президиума Верховного Совета К.Е. Ворошилова поступила тенденциозная «Информация о письмах граждан по религиозным вопросам» от заведующего отделом писем А. Шмакова. В ней говорилось об открытии и регистрации религиозных общин, и делался вывод об ослаблении атеистической пропаганды. Все поступившие материалы были использованы для подготовки докладной записки, которая 19 апреля 1958 года была подана секретарю ЦК Е.А. Фурцевой, курировавшей церковные вопросы. Была подключена и пресса. Существенную роль сыграло апрельское письмо корреспондентки «Литературной газеты» В. Шапошниковой секретарю ЦК М.А. Суслову о повсеместном наступлении Церкви. В связи с ним в начале мая были проведены совещания ответственных работников отделов пропаганды, науки, школ, вузов, культуры ЦК КПСС, Госполитиздата, ЦК ВЛКСМ и т.д. На страницах журнала «Наука и религия» была развернута критика слишком «примиренческого» отношения к Церкви Совета по делам РПЦ.
В августе Совет по делам РПЦ направил своим уполномоченным несколько инструкций: о противодействии активизации церковников, улучшении информации, пресечении торжественного празднования церковных дат. 26 августа комиссия ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и международных партийных связей приняла решение подготовить проекты постановлений Совета Министров о новом порядке налогообложения церковных предприятий, а также о православных монастырях.
Важнейшим звеном начала атаки на религию стало секретное постановление ЦК КПСС от 4 X 1958 года «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». В нем всем партийным и государственным органам предписывалось развернуть наступление на «религиозные пережитки» советских людей. По тотальности намеченных мер эта акция не имела прецедента. В соответствии с указанием ЦК и лично Хрущева, 16 октября Совет Министров СССР принял первые антицерковные постановления: «О монастырях СССР» и «О налоговом обложении доходов епархиальных управлений, а также доходов монастырей».
Автор отмечает продуманность и не случайность начала акции с гонений на монастыри. Монастыри были центрами духовной поддержки верующих, можно сказать национальными источниками веры. Показано, как поход на монастыри быстро набирал темпы. Большую активность проявило партийное руководство на местах, предпринимавшее репрессивные действия даже без уведомления Совета по делам РПЦ. Совет несколько упорядочил этот процесс, утвердив план закрытия в 59-60 гг. 28 из 63 монастырей и скитов Русской Православной Церкви.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.