Для осуществления намеченного плана необходимо было преодолеть сопротивление иерархов, и прежде всего самого активного и влиятельного из них – митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). Власти не без основания боялись, что он станет лидером сопротивления, боялись, что он может создать некую внутрицерковную оппозицию. Поэтому руководство Совета не гнушалось ничем, чтобы создавать и подогревать разногласия первого и второго лица в церковной иерархии. В итоге, 21 июня на посту ОВСЦ митр. Николая сменил его заместитель архимандрит Никодим (Ротов), возведенный в сан епископа. Но таким образом митр. Николая обезвредить не удалось. Он предпринял шаг большого личного мужества, разрешив передачу по Би-би-си своей проповеди в Голландии об антицерковных гонениях в СССР. Изолированный от общения с иностранцами, Владыка был полностью освобожден от руководящей работы в Патриархии, а затем и с поста митрополита Крутицкого и Коломенского , 13 декабря 1961 года он умер в больнице при странных обстоятельствах. Верующим народом это было воспринято как убийство.
В монографии приводятся и другие случаи расправ с неугодными архиереями. С целью запугать боровшихся с наступлением на Церковь в 1960 году был арестован и осужден на 3 года архиепископ Казанский Иов. Его обвинили в неуплате налогов. В 1961 году был арестован архиепископ Иркутский Вениамин, который через 2 года скончался в заключении. Отстранялись от служения и наиболее активные священники. Уже с конца 50-х годов постепенно начала проводиться широкомасштабная кадровая политика контролирующих органов в Московской Патриархии, осуществлявшая отбор и селекцию лояльных кадров священнослужителей.
На время ослабив церковное сопротивление, власти приступили к осуществлению намеченных планов. В марте 1961 года была утверждена «Инструкция по применению законодательства о культах». Она запрещала религиозным центрам организовывать детские и женские собрания, кружки, паломнические поездки, экскурсии, библиотеки и т. д. Значительно возросло число закрываемых церквей. Сильный удар был нанесен по духовным учебным заведениям. В исследовании М.В. Шкаровского приводится отчетность Совета о «проделанной работе». Так в октябре 1962 года Совет сообщает ЦК КПСС, что из 560 юношей, подавших в 61-62 годах заявления о приеме в семинарию, 490 в результате «индивидуальной работы» их забрали. Так готовилась почва для полной ликвидации духовных учебных заведений.
Под нажимом Совета, Патриарх был вынужден дать согласие на закрытие Киевской, Саратовской, ставропольской семинарий. Минская и Волынская семинарии прекратили свое существование исключительно в результате принятия административных мер. Ставился вопрос и о существовании Ленинградской Духовной Академии. Помог Академии выстоять, назначенный в октябре 1963 года главой Ленинградской епархии митр. Никодим (Ротов). Как Председатель Отдела внешних церковных сношений, он стал энергично включать Академию в международную деятельность, зная особые симпатии Хрущева к развивающимся странам, пригласил на учебу в Академию семерых африканцев.
В целом к осени 1964 года количество учащихся духовных школ по сравнению с 1958 годом сократилось более чем в два раза. К худшему изменилась обстановка и в уцелевших школах. Не сумев до конца уничтожить, государство пошло по пути жесткого контроля над ними.
16 марта 1961 года Совет Министров СССР принял открытое постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», подписанное Хрущевым. Теперь к «контролю» в обязательном порядке привлекались местные органы власти, на местах создавались специальные комиссии содействия, деятельность которых сводилась к слежке, доносам, вмешательству во внутрицерковную жизнь. Согласно этому постановлению право закрытия храма передавалось областным (краевым) исполкомам, при условии согласования с Советом по делам РПЦ и религиозных культов. В результате в 1961 году было снято с регистрации 1390 православных обществ, а в 1962 году еще 1582. Из имеющихся в Рижской епархии в 1958 году 123 храмов в 1959 г. было закрыто 3, в 1960 – ещё 2, в 1961 – 12 и в том числе Рижский кафедральный собор Рождества Христова. В 1964 году в Латвии осталось 98 православных храмов.
К Патриарху стали поступать многочисленные обращения духовенства, с просьбой, чтобы он добился отмены или хотя бы смягчения отдельных пунктов мартовского постановления. И в апреле-мае 1961 года Первосвятитель направил в Совет и правительству несколько писем с просьбой пересмотреть религиозную политику государства. Эти обращения были оставлены без внимания, более того, Патриарху пришлось пойти на изменение «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Церкви была навязана реформа. Суть ее заключалась в отстранении священнослужителей от руководства приходами. Роль главы общины передавалась приходскому совету, в ведение которого переходила вся финансово-хозяйственная деятельность. Этим разрушалась многовековая традиция управления Церковью. Юридический статус архиереев и Патриарха вообще никак не оговаривался, в правовом отношении их как бы не существовало, и они не имели никакой законной формы связи с приходской жизнью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.