История прихода Рижского Кафедрального Христорождественского Собора после 2-ой мировой войны (1944-1961 гг.), страница 7

В том же году его посвятили в священники, и отец Иоанн вернулся в Латвию, где начал служить в Валмиерской церкви Св.Прп.Сергия, к тому же препода вая Закон Божий в Валмиерской учительской семинарии и в женской гимна зии. В 1909 году отец Иоанн переселился в Ригу, но в 1915 году опять отпра вился в Россию, где, между прочим, был настоятелем латышского право­славного прихода, в церкви Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" в Св.Александро-Невской лавре. Вскоре после приезда в Ригу в 1926 году отец Иоанн (Янсон) стал священником Кафедрального Христорождественского собора, одновременно являясь ректором Рижской Духовной Семинарии. Обязанности настоятеля Кафедрального собора отец Иоанн начал выполнять в 1933 году. Во время немецкой оккупации отец Иоанн был близок к митро политу Сергию (Воскресенскому). Это стало одной из причин, почему архи­епископ Корнилии (Попов) его исключил из Епархиального Совета в 1945 соду. В ноябре 1948 года митрополит Вениамин (Федченков) снова включил протоиерея Иоанна Янсона в состав членов Епархиального Совета, доверив ему обязанности председателя Епархиального Совета и Рижского благо чинного. И хотя уполномоченный СМ СССР при СМ ЛССР по делам Русской Православной Церкви А. Сахаров добился того, чтобы отца Иоанна исключили из Епархиального Совета, но всё-таки самому А. Сахарову пришлось признать, что исключение было чисто формальным, потому что митрополит Вениамин продолжал поддерживать крепкую связь с отцом Иоанном (Янсоном) и консультироваться с ним во всех серьёзных вопросах. И это было понятно, потому что отец Иоанн (Янсон) был одним из опытнейших и образованнейших рижских и латвийских православных священников. К тому же отец Иоанн и митрополит Вениамин были единомышленниками, и дружба соединяла их ещё с юности, когда оба учились в Петербургской Духовной Академии.

Отец Иоанн продолжал учиться всю жизнь, и его образование было направлено на то, чтобы лучше можно было служить Богу. До того, как отец Иоанн начал служить в Кафедральном Христорождественском соборе, ему доверили обязанности священника Рижского гарнизонного православного храма Свв. Петра и Павла (обязанности эти он выполнял также уже будучи священником Кафедрального собора). У этого храма существовал и эстон ский приход. Отец Иоанн специально выучил эстонский язык, чтобы прово дить на нём богослужения.

Много можно было бы рассказать об отце Иоанне (Янсоне) как о свя щеннике и как о педагоге, но самый активный период жизни отца Иоанна больше связан со временем Латвийской Республики. К этому времени на стоятель Кафедрального Христорождественского собора достиг почтенного возраста, к тому же почти потерял зрение, которое уже с молодости было слабым. И именно поэтому внуки перед каждым богослужением в специаль ной тетради записывали огромными буквами соответствующие тексты Св.Евангелия, чтобы дедушка во время богослужения мог их прочитать. В


последние годы своей жизни отец Иоанн окончательно ослеп, но продолжал служить, только на богослужение и обратно домой его сопровождали внуки. Ещё в ранней молодости отцу Иоанну в Петербурге предлагали сделать глаз­ную операцию, но он отказался. Отцу Иоанну было суждено встретиться со священником, хорошо известным и почитаемым тогда, а теперь уже канонизи­рованным св. Иоанном Кронштадтским, который, погладив рукой глаза отца Иоанна, сказал: "Бог тебе много дал, благодари Его за всё, но глаза не трогай, смотри душой!" Отец Иоанн выполнил это пожелание.

В советское время отца Иоанна (Янсона) не выслали в Сибирь как многих других священников только потому, что он был слишком известен на Западе. Свою роль сыграло, наверное, и то, что отец Иоанн достиг уже второй поло­вины жизни. Но всё-таки изнуряющие допросы и придирки коммунистов не миновали и протоиерея Иоанна Янсона. Внучка отца Иоанна вспоминает, что "каждый такой раз кончался абсолютной потерей физических и моральных сил, а следующая ночь проходила в бесконечной молитве за всё человечество". В 1953 году протоиерей Иоанн Янсон ушёл за штат по старости, и обязанности настоятеля фактически перешли в руки протоиерея Симеона Варфоломеева, хотя официально С. Варфоломеев (1904 г.р.) занял место на­стоятеля лишь в 1956 году. У отца Симеона не было высшего духовного образования, он окончил Рижскую Духовную семинарию, в 1930 году по­свящён в диаконы, в  1944 году - в протодиаконы и начал служить в Кафедральном Христорождественском соборе. 24 декабря 1945 года архи­епископ Корнилии (Попов) в Кафедральном Христорождественском соборе назначил протодиаконом только что вернувшегося из Германии протодиакона Василия Мельникова, а протодиакона С. Варфоломеева посвятил во иереи. Долгие годы отец Симеон был членом Епархиального Совета, а в 1962 году стал и председателем. Во время немецкой оккупации отец Симеон служил в Риге как диакон и параллельно выполнял мирскую работу на фабрике резино­вой обуви "Красный Квадрат". Это позже спасло отца Симеона от судьбы, которая  постигла  многих священников в конце сороковых и в начале пяти­десятых годов, когда советская власть репрессировала каждого, кто казался "подозрительным". Чтобы не подвергать себя и остальных священников Кафедрального собора репрессиям со стороны советской власти, отец Симеон (Варфоломеев) не протестовал против требования оставить Кафедральный Христорождественский собор и переселить приход в другой храм в 1961 году. Под   руководством   отца   Симеона   проходило   переустройство   церкви Св.Троицы (находится на ул.Кр.Барона, 126) для нужд Кафедрального собора. К тому же надо было привести в порядок отопление, что и сделали до празд­ника Воскресения Христова в 1961 году. Поначалу отец Симеон был настояте­лем в новом кафедральном соборе Св, Троицы, но епископ Никон, который управлял Рижской Епархией с 1962 до 1966 года, перевёл его в церковь Св. Александра Невского, упрекая отца Симеона в том, что тот так легко дал со­гласие атеистам на закрытие Кафедрального Христорождественского собора.