История прихода Рижского Кафедрального Христорождественского Собора после 2-ой мировой войны (1944-1961 гг.), страница 3

выполнять свой свяшеннический долг, ничего не опуская во время таинстни Крещения, говорил о значении крещения детей, объяснял значение свечей » Церкви. Но в это время, когда практически не была доступна никаким духовная литература, и это уже было много, потому что от того, как верующие будут придерживаться  Церковных канонов,  зависела дальнейшая  судьи» Церкви. К сожалению, в пятидесятые годы православным приходам Латвии /"была запрещена и эта малость. Также не удалось осуществить замысел ор /    ганизации двухлетних курсов повышения квалификации священников. Курсы /      было задумано организовать в подвальных помещениях Кафедрального Хрис \     торождественского собора с целью подготовить священников для служения в \   конкретной ситуации того времени, учитывая местную специфику. Среди двадцати  предусмотренных  предметов  были  и  такие  дисциплины  как "Конституция СССР", "Современная Православная Церковь". Митрополит Вениамин замыслил пригласить в качестве помощников самых образованныя рижских  православных  священников;   протоиерея   Я.   Янсона  (настоятель Кафедрального  собора  с   1933  по   1953  год, ректор Рижской Духовной Семинарии  (1926  -   1936  гг.)),  протоиерея  И.  Дубакина,  протоиерея Кафедрального собора В. Блазму. В свою очередь, слушателями предполаг»' лись примерно десять священников, которые бы приходили на занятия два -три раза в неделю (осталыш священникам высылали бы лекции по почте) И члены прихода. В тех обстоятельствах этот замысел было нереально осущест­вить. Не прошло и месяца после заявления проекта курсов А. Сахарову н марте Л951  года, как митрополиту Вениамину пришлось переселиться""» другую епархию. На нолях проекта_курсовГкоторый подали АТСахарову. уполномоченный поставил резолюцию: "В связи с переселением митрополит» I      Вениамина в "Ростовскую епархию вопрос о курсах отпадает сам собой.'1

Органы советской власти и так уже с подозрением наблюдали "за нахождением митрополита во главе Латвийской епархии. Была нужна лишь причина, чтобы освободиться от нежелательного Вениамина. Такой причиной явилась речь митрополита на празднике Рождества Христова в Кафедральном доборе в 195Ггоду, Поздравление митрополита Вениамина зачитал священник Симеон Варфоломеев, т.к. по болезни митрополит сам не мог явиться на богослужение. В речи говорилось об обещанном людям Божием покое, Хрис­товом покое, который имеется у каждого верующего человека в сердце, и что это - истинный покой, притом полностью соединён с мирскими несчастьями и бедами. У Православной Церкви этот покой есть и всегда был. Митрополит подчеркнул, что покой на земле невозможен, если с ним связывают войны и если хотят избежать несчастья с помощью силы. В конце повествования прозвучало абсолютное убеждение "Христос - наш покой". Значит, после речи митрополита можно сделать вывод, что если кто-то обещает людям мир на земле - это ложь. Хотя в речи конкретными словами против настоящей власти ничего не было сказано, советскую власть вообще не упомя:гули, всё-таки так ясно выраженная позиция митрополита Вениамина в конкретном вопросе


показала, что в ней нет ничего общего с коммун ис-тическими призывами. Это уловили и органы советской власти. А. Сахаров стал думать, как удалить митрополита из Риги. "Самое лучшее было бы отправить его в какой-нибудь монастырь, в качестве причины упоминая слабое здоровье митрополита в последние два года". После того, как секретарь_ЦК ЛКП Я.Калнберзиньш узнал о содержании прочитанной речи, дн_решил, что митрополиту Вениамину нежелательно было бы долее^аходиться на кафедре Латвийской епархии, так как, по словам Я. Калнберзинн, митрополит встал "на путь прямой противо-властной деятельности и борьбы против движения всего^абочего народа^за мирный путь". Результатом было решение синода МосковскойТГатриархии 27 марта 1~951 года об отзыве митрополита Вениамина (Федченкова) из Л С СР. Прощальное богослужение происходило в Кафедральном Христо-рождественском соборе 8 апреля. Кафедральный собор был полон народаТВ проповеди митрополит Вениамин высказал сожаление, что он не смог осущес­твить свои замыслы, В глазах митрополита были слезы, и большая часть членов прихода плакала. Очевидно, они уже успели полюбить своего митро­полита. Как бы ни было жалко расставаться с митрополитом Вениамином, верующие понимали, что то, что близко приходу, не может быть близким со­ветской власти. Всё-таки пришлось смириться со своим бессилием что-то из­менить в этом деле.

Преемник митрополита Вениамина на кафедре, архиепископ Филарет (Лебедев) (1951-1958), тоже был яркой личностю, много сделал для улучше­ния материального и духовного положения епархии. Всё время, пока он находился па кафедре Рижской епархии, он заботился и о духовном единстве прихода Кафедрального

собора.

Архиепископ Филарет (Лебедев) (1951 - 1958)

Архиепископ Филарет (1887 г.р.) прибыл в Ригу из Рязани, где он родился и жил с пере­рывами с 1908 до 1918 года, когда после окончания Рязанской Духовной семинарии начал выполнять обязанности псаломщика в рижской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и работал учителем воскресной школы. С 19]5 до 1918 года он был свя­щенником 2-го Балтийского кавалерийского полка, после расформирования которого вернулся в Рязань, а в 1951 году опять был назначен в Ригу. Во время второй мировой войны архиепископ Филарет помогал фронту, собирая пожертвования, за что получил медаль "За отличную работу в годы ВОВ".


133


132