139 |
138 |
сначала, конечно, в Москве, но скоро и на всей остальной территории СССР, возвращалась к идеям тридцатых годов о бесклассовом и безрелигиозном обществе, в создании которого особая роль была предоставлена антирелигиозной пропаганде. В 1958 году в аппарате КП уже начинался перевес тех сил, которые были за строгое ограничение влияния Церкви.
Уполномоченный но делам совета СМ СССР Русской Православной Церкви А. Сахаров в отчёте за 1958 год высказал опасение за собрание такого большого количества людей в Кафедральном соборе после праздничных богослужений и просил у совета по делам СМ СССР Русской Православной Церкви разрешения принять соответствующие меры, чтобы впредь не допустить таких собраний священников и верующих, основываясь на том, что храм предназначен только для совершения богослужений. Это позволяет думать, что если бы члены прихода организовали "трапезы" в церковные праздники, то уполномоченный запретил бы их. Но, может быть, уполномоченный уже высказал какие-нибудь предупреждения и именно поэтому в 1959 году на празднике Рождества Христова после богослужения традиционный "Вифлеемский вечер" не состоялся.
В конце пятидесятых годов всё чаще встречались случаи, когда процесс богослужений был нарушен, особенно в праздник Воскресения Христова. Появились шумные молодёжные группы, которые в церковь приходили с целью нарушить праздничное настроение верующим. Такие провокации своей кульминации достигли в 1960 году. В Кафедральном Христорождественском соборе в 1960 году в праздник Воскресения Христова шумная толпа молодёжи уже до полуночи у главного входа в Кафедральный собор со свистом и криками ждала выхода крестного хода. Чтобы избежать столкновений, в крестный ход вокруг Кафедрального собора пришлось выходить через боковую дверь. Но и этого было мало, и во время богослужения около часа ночи на крышу Кафедрального собора залез некий комсомолец, Руслан Смирнов, который начал бить стекла в главном куполе. Но, к счастью, благодаря конструкции купола, стекла не упали вниз на головы богомольцев. И хотя на время в богослужении возникло смятение, всё-таки его удалось устранить, и праздничное богослужение смогли провести до конца. Похожие инциденты происходили во всем Советском Союзе. В Таллине в 1960 году богослужение в праздник Воскресения Христова даже не смогли провести до конца, потому что в Кафедральный собор ворвалась завывающая толпа и начала толкать и пинать ногами молящихся. В Москве на Патриаршем богослужении в это же самое время какой-то комсомолец добрался до алтаря и палкой ударил Патриарха по голове.
Общий характер инцидентов доказывает, что они были специально устроенной провокацией органов КП, цель которых была понизить авторитет Церкви в глазах жителей. Фактически это были церковные преследования, которые начались уже тогда, когда в Латвии восстановилась советская власть, но особенно усилились в конце пятидесятых годов, и которые
140
организовала или санкционировала советская власть. Что верующие могли делать в таких обстоятельствах? Отношение большей части к этому могло быть такое же, как у митрополита Вениамина: "Правда, эти преследования Церкви в Советском Союзе вызывают во мне большую боль, но я это оцениваю как Божие испытание и терплю." Часть прихода отошла от Церкви. Епископ Иоанн (Алексеев) в своих проповедях очень старался подбодрить приход, чтобы верующие не боялись и не печалились отпадению многих от Церкви, потому что остаются лучшие. Отец Владимир (Блазма) в 1960 году после событий Воскресения Христова призывал верующих не терять веру и заглянуть поглубже в себя: "Намного больше, чем те нарушители порядка, нас волнует отношение самих верующих... большая часть этих верующих в церковь приходит один или два раза в год, как раз во время Великого поста, "чтобы себя обезопасить", если вдруг там действительно что-то есть... Такое отношение не может способствовать процветанию Церкви." Духовенство в скорбной ситуации Церкви в первую очередь обращало во внимание отношение самих верующих к Богу.
В рассмотренный период приход Христорождественекого собора соприкоснулся с тем, что была ограничена возможность прихода действовать вне богослужений. Члены прихода столкнулись с давлением атеистов по месту работы, в учебных заведениях, во внутренней жизни прихода духовная общность сохранилась без особых изменений почти до конца существования Кафедрального Христорождественского собора. Хотя после смерти архиепископа Филарета (Лебедева) приход острее почувствовал усиление антирелигиозной пропаганды, но основные позиции ни в духовном, ни в материальном смысле не потерял. Кажется, что именно поэтому органы советской власти, потерпев неудачу, воздействуя на приход идеологическими методами, решили перейти к физическим средствам влияния - отобрать у верующих то, что их объединяло, самое дорогое, что им принадлежало - храм.
2. Клир Кафедрального собора с 1944 по 1961 год.
Уже в советское время в Кафедральном Христорождественском соборе богослужения проходили регулярно каждый день, поэтому там служили по крайней мере два священника, диаконы, псаломщики, которые были подчинены настоятели» Кафедрального собора.
Целых двадцать лет в Кафедральном Христорождественском соборе обязанности настоятеля были доверены о.Иоанну Янсону (1878 г.р.). Отец Иоанн принадлежал к тому поколению священников, которые получили теологическое образование и начали служить священниками ещё до революции. Получив хорошее образование в Рижской Духовной семинарии, гце позже он сам выполнял обязанности ректора, отец Иоанн в 1900 году отправился в Петербург, чтобы продолжить учёбу в Петербургской Духовной Академии, которую закончил в 1905 году со степенью кандидата богословия.
141
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.