История прихода Рижского Кафедрального Христорождественского Собора после 2-ой мировой войны (1944-1961 гг.), страница 4

Архиепископ Филарет имел авторитет в кругу руководства Церкви, и этому во время его деятельности в Латвийской епархии он смог добитьс: большей материальной поддержки от Московской Патриархии, чем раныш-При архиепископе Филарете большое внимание было уделено повышении' дисциплины священников, частоте и красоте проведения богослужении ремонту храмов, поддержке бедных приходов, активизации православия срс ш латышей. С этим намерением архиепископ Филарет назначил референм, священника А. Тихомирова, которому велел объехать все латышские приходи и выяснить ситуацию. В Кафедральном Хрисгорождественском соборе 3(1 октября 1956 г. и 10-11 декабря 1957 года были созваны собрания настоян-лей латышских приходов примерно с тридцатью участниками. На собрании*, обсуждали вопрос о поощрении деятельности латышских [[разославши приходов. Архиепископ советовал проводить богослужения регулярно, ш-пропуская ни одного из них, и служить даже тогда, когда не приходит ни один богомолец. Если праздники выпадают на рабочий день, то проводин, богослужение в тот же день, не перенося его на воскресенье. Участники обсуждали вопрос о православных именах, потому что были случаи, когда ла­тышей крестили языческими именами, не давая им имени какого-либо святого. На собрании были высказаны предложения дополнить календарь Русской Православной Церкви теми именами святых Западной Церкви, которые жили в 1Х-Х столетиях, еще до раскола Восточной и Западной Церквей, потому что западные имена ближе латышскому менталитету. С благословения архиепи скопа Филарета в июне 1956 года в Кафедральном Христорождественском соборе снова стали проводить богослужения на латышском языке раз в неделю. Обычно это была ранние литургии в правом приделе. При митрополи­те Вениамине в 1949 году в Кафедральном соборе проводились богослужения на латышском языке один раз в неделю. Латышские богослужения проводили не только священники Кафедрального собора, которые почти все знали ла­тышский язык, так же как и диаконы (Б. Голубкин, Л. Морозов, К. Ершов, М.Трубецкой), но и другие рижские и сельские священники - А. Хофман, А.Бангерскис, В. Янсон, П. Вембрис, Г. Тайлов, которые получили задание служить в Кафедральном соборе раннюю утреннюю литургию на латышском языке. 11 декабря 1957 года по окончании собрания священников латышских приходов в Кафедральном Христорождествепском соборе даже сам архи­епископ Филарет служил литургию на латышском языке, ему прислуживали священник Кафедрального собора С. Варфоломеев, протоиерей А. Хофман, диакон М. Трубецкой. На богослужении пел квартет дьяконов Кафедрального собора - К. Ершов, Л. Морозов, В. Мельников, Б. Голубкин, а также участ­ники собрания.

Во времена архиепископа Филарета богослужения должны были прово­диться не только регулярно, но и красиво, величественно и торжественно. Особенно это соблюдалось в Кафедральном Христорождественском соборе, где чаще всего служил сам владыка. Особенное внимание уделялось пению


Квартет дьяконов Рижского кафедрального собора. Слева направо иъяконы: Леонид Морозов, Константин Ершов, ВаслиЙ Мельников, Борис Голубкин

хора. По согласному пению архиепископ часто оценивал самого священника. Поэтому хор Кафедрального собора в пятидесятых годах был на высоком уровне. В хоре пело примерно двадцать - тридцать человек.

Регента Павла Севастьянова, который в Ригу прибыл вместе с архиепи­скопом Филаретом из Рязани, отец Георгий (Блазма) вспоминает как самого лучшего регента, какого он видел. Кроме того, в Кафедральном соборе на праздничных богослужениях пел хор духовенства всего города под руковод­ством диакона Б. Трубицына. На богослужениях пел уже упомянутый квартет диаконов Кафедрального собора, состав которого время от времени менялся, но в результате всегда получался квартет. В начале пятидесятых годов при Кафедральном соборе состоял и двойной квартет священников под руковод­ством   отца   Николая   (Трубецкого)   (1907   г.р.).   В  двойном   квартете Кафедрального собора пели диаконы Л. Морозов, К. Ершов, В. Мельников, Б.Голубкин, недавно вернувшийся из ссылки бывший диакон Кафедрального собора В, Ширшин,  священник А.  Сукало  (с  1951  до   1953  г. диакон Кафедрального собора,  потом там  же священник до  1958  г.),  братья Н.Трубецкого: диаконы Павел Трубецкой (диакон рижской церкви Св.Иоанна Крестителя) и Михаил Трубецкой (диакон рижской церкви Богоматери Всех скорбящих Радости), которые так же, как отец Николай, недавно вернулись из ссылки. Отец Николай (Трубецкой) организовал этот двойной квартет н со-


135


134



Слева направо: священник Александр Сукало, дьякон Борис Голубкин

Настоятель кафедрального сбора Симеон Варфоломеев (1953 - 1961), слева и прот­оиерей Етадимир Блазма

ставлял программу по опыту, приобретённому в Парижском Богословском институте, который он окончил в 1934 году. Этот двойной квартет не так часто принимал участие в богослужениях в Кафедральном соборе, но иногда пел в одном из пяти хоровых помещений на правой стороне Кафедрального Христо-рождественского собора, наверху над клиросом, - и это было большим и приятным сюрпризом для всех богомольцев.

В Православной Церкви пение - не представление, а органическая со­ставная часть богослужения, поэтому ещё большее влияние на богомольцев оказывали исполненные на высшем уровне церковные песнопения. И.Вейсбарде вспоминает, что после торжественных праздничных богослужений в Кафедральном соборе она чувствовала ещё больший духовный подъём именно из-за великолепия богослужения и пения, потому что, идя домой и много в себе размышляя, всё окружающее мирское воспринимала ещё намного ничтожней, чем после обычного будничного богослужения в какой-нибудь маленькой церкви.

Архиепископ Филарет не только учил священников любить богослужения и церковное пение, повышая таким образом культуру служения, но и заботился