Среди священников Кафедрального собора, в основном, два мнения о закрытии Кафедрального собора. Одни считают, что Кафедральный собор можно было бы удержать, если бы была покрепче рука епископа. Если бы управлял тогда архиепископ Филарет, была бы хоть какая-то борьба за сохранение Кафедрального собора, так считала часть прихода. А, в свою очередь, отец Серафим (Шенрок) был убеждён, что представители Церкви в данном случае ничего не могли сделать. Если хотя бы со стороны священников были какие-то акции протеста, то органы власти просто всех посадили бы в тюрьму, а Кафедральный собор всё равно закрыли.
Ещё до сих пор существует мнение, что главной виновницей в судьбе Кафедрального Христорождественского собора была тогдашняя министр культуры СССР Фурцева, которая в конце декабря 1960 года гостила в Риге, как раз в то время, когда в приходе снова распространились слухи об ожидаемых переменах. Анализ источников показывает, что уже перед визитом Фурцевой в Ригу местные органы власти решили, что в центре города должен находиться планетарий, а не Православный кафедральный собор. Как уже упоминалось, в конце ноября, за месяц до визита Фурцевой, епископ Иоанн получил весть об ожидаемом закрытии Кафедрального Христорождественского собора. Ещё перед закрытием Кафедрального собора была мысль после выселения прихода устроить там планетарий. Значит, в закрытии Кафедрального Христорождественского собора были заинтересованы местные органы власти вместе с уполномоченным СМ СССР при СМ ЛССР по делам Православной Церкви А. Сахаровым.
Трудно сказать, с какой стороны шла инициатива, потому что уполномоченный действовал в тесном контакте с СМ ЛССР и КП ЛССР, особенно связи усилились в начале шестидесятых годов в результате политики Москвы. Но нет сомнений, что персональный "вклад" А. Сахарова в закрытие Кафедрального собора был довольно большим, чтобы не сказать больше.
Если за несколько лет до закрытия Кафедральный Христорождественский собор можно было использовать как пример для заграничных делегаций, чтобы те видели, насколько велика свобода религий в СССР, то после закрытия местная власть должна была ещё больше гордиться, потому что в центре города стоит "живое" доказательство тому, как атеистическая идеология охватила общество и выжимает из него "религиозные пережитки". Находясь на посту уполномоченного с 1949 года, А. Сахаров очень хорошо познал местные обстоятельства, знал представителей Церкви, наблюдал за внутренними разногласиями в Церкви и старался их использовать в свою
157 |
156 |
:таса и престола март 1У61 год;* |
В кафедральном соборе после смятия иконостаса и лрссюда м;
пользу, то есть в пользу советской власти и КП СССР для осуществления их целей. Кафедральный собор был "лакомым кусочком", получив который, сразу же поднялся бы престиж уполномоченного при СМ ЛССР по делам Православной Церкви. Как опытному работнику ему и удались в трудных обстоятельствах для Латвийской епархии, когда у неё не было своего постоянного епископа, переселить Кафедральный Христорождсстцепский собор из центра города на окраину. Бюро ЦК КП ЛССР уже 29 октября 1956 года приняло решение о создании планетария в Риге в 1957 году, а теперь, наконец-то, нашли и подходящее для этих целей здание. 10 марта 1961 года комитет КП ЛССР города Риги поручил председателю Рижского исполнительного комитета Е. Бауманису найти необходимые средства, чтобы можно было сделать планетарием и музеем-лекторием для научно-атеистической пропаганды бывший Кафедральный собор. На какое-то время безбожники одержали победу. Интересно, что утром 5 апреля 1961 года прохожие уже издалека на куполе Кафедрального собора могли увидеть большую надпись. Буквами высотой, примерно, в 30 см там было написано: "ОТКРОВ. 13:1-18, УЗРИ!". В этой части Священного Писания говорится о времени правления Антихриста, про то, как он будет выступать прелин Бога и обманет людей. Кажется, что шестая строфа тринадцатой части точнее всего высказывает то, что произошло с Кафедральным собором: "И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе".
Список использованных источников
1.
Документы органов советской власти ЛГА, ф. 1452, 1а, стр. 53*7
ЛГА,5РВМ,ф.
101, 13.а,стр. 72, 73,97,87 ,^
,
2. Отчеты епископов ЛГА, ф. 1452, 1а, стр. 51, 52 .--•.-
3. Персональные дела духовенства ЛГА, ф. 1452, За, стр. 1, 3, 4,7 ЛГА,ф. 1419, 2а, стр. 1-4, 14, 18,21
4. Отдельные документы о закрытии собора
ЛГА, ф. 1429, 2а, стр. 156
ЛГА,ф. 1400, 4а, стр. 1018, 1028 .-' ' ""' -"~ '"'•'
ЛГА, ф. 1419, 1а, стр. 46
ЛГА,8РОМ,ф. 101, 19.а,стр.28 " ' ' /
ЛГА, ф. 270, За, стр. 772 /..
5. Персональный архив И.Вейсбарде. Личные дела дуяовейЙва РнЯаекого благочиния.
6. Персональный архив прот. В.Блазмы. ",_'^
7. И.Вейсбарде. Протопресвитер И.Янсон, манускрипт '" ; " """
8. "Вести", бюллетень Рижской Епархии. 28.01.1950 г.
9. Воспоминания, записанны М.Ермацане ;
-прот. Георгия Блазмы, апрель 1995 г. ,
- прот. Серафима Шенрока, апрель 1995 г. ••-•••>* ,
,,158 |
159 |
- прот. Георгия Тайлова, апрель 1994 г.
-Л.Р.Голубкиной, апрель 1995 г.
- И.Вейсбарде, ноябрь 1994 г. 10. Газета "Советская Латвия", 18 июня 1959 г.
6 января 1954 г.
7 декабря 1954 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.