ПЛАН.
1. Исторический путь русской святости.
2. Подвиг святости в лице преподобного Феодосия, как исполнение евангельского завета о любви.
3. Преподобный Сергий Радонежский – воплощение идеального образа святого на Руси.
4. Преподобный Нил Сорский и преподобный Иосиф Волоцкий, как представители противоположных духовных традиций.
5. Заключение: «Трагедия древнерусской святости» и возвращение к идеалам.
Христианская культура Древнего Востока, воспринятая Русью от Византии, во многом предопределила и русский тип святости, который как бы впитал в себя весь предыдущий духовный опыт и традиции Православного Востока. Но в то же время очень скоро христианская духовность на Руси приобретает свои индивидуальные черты.
Подвиг святости в Русской Церкви представлен многими замечательными подвижниками, как монашествующими, так и мирянами: святые князья, святители, преподобные, юродивые, праведные,.. Но идеал святости, к которому стремится мир, всегда давало этому миру именно монашество. Известно, что состояние Церкви всегда определялось состоянием монашества: «расцвет духовного подвига в монашестве всегда вызывал духовное возрождение и всей Церкви, упадок же был связан с упадком её духовной жизни» [1, с.4]. Поэтому в данной работе речь пойдёт о монашествующих, в чпстности о тех, кто является наиболее яркими их представителями, о их стремлениях, подвигах и духовной жизни.
Как уже было сказано, в первоначальное время русская духовная жизнь была в основном отражением духовности Востока – т.е. аскетической, созерцательной традиции. Но в последующие времена эта традиция изменяется – во главу угла ставиться жертвенная любовь, служение людям. Древняя русь нашла в этом свой идеал святости. Это идеал, укоренённый в Евангелии – любовь к Богу и ближнему. Любовь эта проявляется в делах – в милосердии, благотворительности, служении людям.
В период татаро-монгольского нашествия начинается новый этап в истории древнерусской святости – этап мистический, духовно-созерцательный. Но вместе с этим усиливается и идеал служения и любви к ближнему. Теперь эта любовь проявляется в готовности защищать свою веру и родную землю от поругания “неверных”. В ордынский период святые предстают пред нами не только как мистики-созерцатели, не только как деятельные труженики на благо ближних, но и как национальные герои, вожди, способные своей верой, жертвенной любовью, крепостью духа зажечь, объединить, вдохновить своих собратьев на подвиг. Этот подвиг был сопряжён с христианской идеей пожертвовать собою “даже до крови” ради блага и спасения ближних. Святые князья, святители, монахи – всех их, несмотря на разность положения и служения, объединяет одно – любовь к Богу, к земле русской, желание и готовность хранить истинную веру и защищить родное отечество. В этом смысле древнерусские святые являются как бы живым воплощением идеи Москвы как Третьего Рима, идеи Святой Руси. Русь свята по своему стремлению, по своему призванию, по своей цели. Её цель – хранение истинной веры – Православия – и несения её всем “сидящим во тьме”. И ради исполнения этой цели укрепляется Русь, соединяются её земли, идут на смерть святые князья и их соратники, ради этой идеи погружаются в “паутину” политический дел святые епископы, ради этой цели проливают свои слёзы, молясь за землю русскую, святые печальники-подвижники.
В московский период мистическая и деятельная традиции, так гармонично существующие до сих пор, вступают в противоречие и даже противодействие. В этом противодействии внешняя победа досталась деятельной традиции – сторонникам социальной деятельности Церкви. Но идеал Святой Руси не погиб, она не забыла его насовсем и пронесла его через величайшие трудности и испытания.
Ярким представителем первой эпохи древнерусской святости является отец русского монашества – святой преподобный Феодосий Киево-Печерский. Эпоха, в которую родился и жил преп. Феодосий – одна из самых блестящих эпох русской истории. Это расцвет культуры – архитектуры, живописи и поэзии. Русский народ начинает осознавать себя как единую нацию. Развивается церковная литература, иконопись, храмостроение, причём наряду с Византийским влиянием здесь наблюдаются уже свои, русские, самобытные черты. Расцветает русское монашество, которое “сразу же начало свой золотой век: просияло выдающимися образцами сурового, жестокого, иноческого подвига” [2, с.233]. Вначале монашество не ставило своей задачей социальное служение. Его служение было духовным, оно оказывало нравственное влияние на мир. Взирая на монахов, которые показывали людям путь отречения от мира, русский народ усвоил себе аскетическое, чисто монашеское понимание христианства.
В лице преподобного Феодосия русская духовность, сохранив традицию аскетики Древнего Востока, усиляет евангельский элемент служения Богу и людям. В нём Древняя Русь нашла свой идеал, который возлюбила на многие века – гармоничный идеал монашеской жизни, которая включает в себя и молитвенно-созерцательную сторону, и служение людям.
Уже в детстве поведение св. Феодосия показывало, каков он будет. Любовь к церковным богослужениям, удаление от от детских игр, кротость, тихость, книголюбие, стремление к духовному просвещению – вот черты, которыми житие характеризует святого. Весёлые детские игры, смех, шум, даже светлые одежды тяготят мальчика. Подражая уничижению Христа, Феодосий работает вместе с рабами своих родителей, чтобы быть, «яко один от убозих». Житие преподобного повествует нам о долгой борьбе его с матерью, враждебно настроенной к его духовным подвигам, из которой Феодосий, благодаря смирению и кротости, выходит победителем.
Монашеская жизнь Феодосия, в отличии от его учителя – преподобного Антония, была соединением созерцания и великих подвигов с практической и организаторской деятельностью. «Время его правления, несомненно, лучшая пора в истории Печерского монастыря» [1, с.119].
Особенно бросается в глаза его трудовая, жертвенная деятельность, он готов работать и за себя и за других. Эта непрерывность трудов сопряжена с непрерывностью молитвы, которой преподобный посвящает все ночи и всё время Великого Поста.
Феодосий был вторым (после Антония) русским старцем. «Признаки старчества у Феодосия налицо: он принимает откровения помыслов, руководит духовными чадами и облечён благодатными дарами (харизмами)» [1, с. 119]. Своё служение Феодосий не ограничивает стенами монастыря, он обращает его к миру: становится духовником не только братии, но и мирян, всячески печётся об их спасении. И.М.Концевич выделяет четыре формы служения преп. Феодосия миру:
1) молитва за мирян;
2) учительство, если нужно – обличение;
3) заступничество или печалование;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.