4) благотворительность. [1, с.120 – 121].
Для бедных и убогих была устроена богадельня, на которую шла десятая часть доходов. В то же время игумен запрещает братиям печься о завтрашнем дне и особенно заботится о бедности монахов.
Тихость и кротость, смирение преподобного не мешают ему быть твёрдым, если нужно постоять за правду. «Он был заступником вдов, помошником сирот, прибежищем убогих, учил и утешал приходящих, и подавал еже на потребу и на пищу тем» [1, с.121].
Служение миру и людям – вот главная черта, отличающая преподобного, и в этом заключается его завещание последующему русскому монашеству. Это служение приводит монашество в тесное соприкосновение с миром. Но это не должно приводить к «обмирщению» его. Напротив: цель такого соприкосновения в том, чтобы жизнь в миру стремилась к осуществлению по образу монашеского жития. Пример этого и оставил преп. Феодосий. Проф. Смрнов так говорит о святом: «Это исключительный, редкий человек, поражающий всесторонностью дарований и той необычайной уравновешенностью сил и свойств, которая создаёт гармонию святой личности. Великий подвижник, жаждавший высшего подвига – смерти за Христа и за правду, неусыпающий молитвенник, послушливый, кроткий и смиренный, ревностный, но никогда не гневающийся инок, прозорливец и провидец, был в то же время талантливый и практический администратор и в высшей степени сердечный, отзывчивый на человеческое горе и житейскую нужду. Ни одно из указанных свойств не было преобладающим, вытесняющим другие. В свои отношения к миру Феодосий вносит ту целостность личных дарований своих, которая отмечает и его монастырскую игуменскую деятельность» [1, с.119].
Преподобный Сергий родился и жил в очень сложную и тяжёлую для Руси историческую эпоху. Первое столетие татаро-могольского ига особенно сильно подрывает государственную и культурную жизнь Древней Руси. Наступает и страшный духовный кризис, резко снижается стремление к монашеской жизни: «Так велики были материальное разорение и тяжесть борьбы за существование, что всеобщее огрубение и одичание были естественными следствиями… Нужно было, чтобы прошла первая оторопь после погрома, чтобы восстановилось мирное течение жизни, – а это ощутимо сказалось не ранее начала XIV века, – прежде чем проснулся вновь духовный голод, уводящий из мира» [3, с.141]. Относительно мирное течение жизни установилось, когда Русь вся была завоёвана татарами. Известно, что в это время Церковь «получила на законных основаниях полнейшую свободу и самые широкие льготы» от татар» [2, с.277]. Это, однако, не смягчило отношений между татарами и русскими. Набеги на Русь, хоть и не так часть, но продолжались, жестокость татар не ослабевала. И если в первое время ордынского ига русский народ был совершенно подавлен и духовно и физически, был неспособен противостоять завоеванию, то XIV век, не смотря на установившийся относительно мирный порядок жизни и лояльность татар к Церкви, характеризуется уже всеобщим подъёмом.
Это подъём начинается незаметно, внутуренне. Юный Варфоломей, никому ещё не известный боярский сын, уходит в Радонежские леса, чтобы там, в подвигах уединения, молитвы и поста служить Богу. Это незаметное, незначительное, как могло показаться тогда событие, имело впоследствии огромное значение в духовной и национально-освободительной жизни народа. Этим событим начинается новое аскетическое движение, которое пробуждается во многих местах – подвижничество пустыннослужителей. Главою, вдохновителем этого движения является преп. Сергий. Так незаметно начинается возрождение духовной жизни, а отсюда и жизни государственной. Подвижники-пустынножители, «взяв на себя труднейший подвиг, притом необходимо связанный с созерцательной молитвой, поднимают духовную жизнь на новую высоту, ещё не достигнутую на Руси» [3, с.142]. Эта духовность обращается к миру, именно благодаря ей, на её основе «всё время нарастает процесс укрепления внутренних сил, который заканчивается свержением ига» [4, с.37]. Возрастает значение Церкви в жизни народа. Церковь, в условиях междоусобиц и раздоров, становится решающей объединяющей силой. Осуществление идеи единства: единства Церкви, единства русских земель, единства русского народа – вот что может спасти Русь, вот что сделает возможным сбросить ордынское иго.
Величайший из святых Древней Руси – преподобный Сергий Радонежский, был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии. Ещё до его рождения Господь открывает родителям о посвящении Варфоломея Пресвятой Троице: во время Литургии младенец троекратно вскрикивает во утробе матери. Именно так объясняет это событие иерей Михаил, который предсказал родителям славную судьбу младенца. Пресвятой Троице посвящает св. Сергий всю свою жизнь. В этом не только богословский, мистический смысл, в этом и смысл национальный. Троица – единство Трёх Лиц. В этом – призыв всему человечеству быть едиными с Богом и друг с другом. «Судьбоносно обратился духом и разумом к идее Пресвятой Троицы преподобный Сергий. Для Руси его времени это обрело особый смысл, ибо только соборное сознание может истинно противостоять господству идей разобщения и обособленности, чувству вражды между теми, кто должен составлять народное единство. Автор жития преп. Сергия Епифаний Премудрый писал, что святой посвятил свой монастырь именно Троице, дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего» [5, с.10].
Другое удивительное, мистическое событие в жизни преподобного видим уже в его отроческом возрасте. Бесплодные труды в учении приводят Варфоломея и его родителей в отчаяние. Но то, что «невозможно человеку, возможно Богу» (Лк. 18,27), – и отроку чудесным образом даруется способность к книжному учению. Сам Бог отверз Варфоломею ум разуметь Писания, и он погружается в чтение Божественных книг. Преподобный Сергий был из тех редких избранников Божиих, «которые всецело устремляются с самого начала своей сознательной жизни к Богу. Им, сохранившим незапятнанной сердечную чистоту с детства, открываются непосредственно духовные пути. Знакомство же с аскетической литературой, или с преуспевшими подвижниками, могло ещё более обогатить и умудрить благодатного юношу» [1, с.132].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.