Подвиг святости в Русской Церкви, страница 4

Нила отличает необычайная любовь и отсутствие суровости. Даже по отношению к еретикам он мягок, надеясь любовью, примером кротости и всепрощением направить их к исправлению. Однако, «кроткая любовь Нила не исключает мужественного стояния зи истину» [3, с.173].

Аскеза в жизни преподобного – лишь приготовление к умной молитве, сердечному деланию. Умное делание – главное в жизни монаха. «Преподоб­ный Нил не боится опасностей мистического пути и, зная все трудности его для многих, увлекает к нему описанием блаженных состояний созерцания» [3, с.172].

Таким образом, подвиг святости преп. Нила и его последователей – это молитвенное созерцание, достигаемое путём внешней и внутренней аскезы при полном отречении от суетного мира.

Представителем другой традиции – социального служения ближним – был святой того же XV в. – преподобный Иосиф Волоцкий. В отличие от преп. Нила и других северных пустынножителей, искавших уединения и не­стя­жания для созерцательной молитвы, последователи преп. Иосифа стреми­лись создать совершенное общежитие со строгой дисциплиной для служения монашества миру.

Преподобный Иосиф, будучи двадцатилетним юношей, послупил в Бо­ров­ский монастырь к строгому старцу Пафнутию, который был воспитан в послушании без рассуждения. Иосиф стремился к монашеству с детства, при­чём именно к такому – строго-уставному. После смерти Пафнутия Иосиф ста­новится игуменом. Он мечтает устроить в монастыре общежитие, но в этом расходится с братией. «Борьба с собственностью на Руси была труднее, чем с грехами плоти» [3, с.177]. Иосиф уходит из монастыря и под видом странника изучает разные уставы, а затем, недалеко от Волоколамска, устра­ивает свою обитель с общежительным уставом.

Жизнь монастыря протекала в суровой аскетической строгости. Не все могли выдержать такое «жестокое житие». При суровой аскезе – строгое по­слушание и уставничество. Этому послушанию без рассуждения, дисциплине и строгости Иосиф придаёт больше значения, чем аскетическим подвигам.

По отношению к согрешающим – тоже строгость, в этом случае Иосиф даже освобождает от смирения и неосуждения. И если преп. Нил Сорский с кротостью и любовью принимал даже еретиков, то преп. Иосиф настаивает на необходимости самого строго их наказания.

В отношении к храмовому искусству и богослужению Иосифа отличает любовь к благолепию, к церковной красоте. Монастырём охотно принимают­ся богатые пожертвования, он владеет земельными угодиями. Всё это упот­реб­ля­ется на благотворительные цели: монастырь щедро кормит людей во вре­мя голода и т.п.

При всём этом, о внутренней, духовной жизни преп. Иосифа и его уче­ников почти ничего не говорится. Описание его жития сосредотачивается на одних внешних подвигах и социальном служении. «Внешние аскетические подвиги и широкая деятельность занимают то место, которое у преп. Нила посвящено «умной молитве» [3, с.181]. Главным руководством к духовной жизни является страх Божий. В поучениях Иосифа постоянно напоминается о смертном часе, о загробном воздаянии, страхе вечных мук. Основание молит­вы – также страх Божий и внешнее благообразие. В то же время есть указа­ние и на внутреннюю напряжённость и собранность: необходимо «ум весь со­брати с сердечным чувством», но Иосиф «указывает к этому единственный путь – от внешнего – к внетреннему: «Прежде о телесном благообразии и благочинии попечемся, потом же и о внутреннем хранении»… В этом вся ду­ховная школа иосифлянства» [3, с.183].

Социальное служение Иосиф видит не только в благотворительности, но и в общественносй, государственной деятельности: «Горячий патриот рус­ской земли и её национальных святынь, Иосиф содействовал развитию поли­ти­ческого сознания московского князя в князя православного» [3, с.183].

Итак, подвиг святости преп. Иосифа основывается на идее социального служения Церкви и монашества миру.

В данной работе были рассмотрены жития одних из самых замечатель­ных святых русской Церкви, которые показывают нам тот подвиг святости, ко­торый был характерен для конкретной исторической эпохи.

Высотой, вершиной святости в истории русской Церкви был XV в., ко­торый принёс плоды трудов преп. Сергия, завещавшего Руси совершенней­ший идеал святого. Лучшие из учеников Сергия Радонежского осуществили этот завет в своей жизни.

Но то, что так гармонично соединялось в идеальном образе святого Древ­ней Руси, к концу XV в. распадается на два направления. Эти направле­ния не просто расходятся, они вступают в противоборство. Исторически это было связано со спором о владении монастырей землями. Последователи Ни­ла Сорского выступали против монастырского землевладения, они боялись обмирщения Церкви, её превращения в богатого собственника. Сторонники Иосифа Волоцкого защищали землевладение ради благотворительных целей. Получив опору государственной власти, иосифляне внешне победили в этой борьбе. После этого мистическое направление постепенно исчезает. Такое яв­ление Георгий Федотов охарактеризовал, как «трагедию древнерусской свя­тос­ти» [3, с.235]. Религи­оз­ная жизнь на Руси устанавливается на принципах уставного благочестия.

Но древнерусский евангельский идеал любви к Богу и ближнему, идеал «двуединства», сочитающий социальное служение с духовным самоуглуб­ле­ни­ем, не погиб. В XVIII в. неожиданно снова возраждается мистическая тра­ди­ция – умное делание, созерцательная молитва, происходит возвращение к духу древних подвижников.

И если нельзя утверждать, что это было полным возрождением древне­рус­ской духовности (так как новая святость почти не связана с национальной жизнью России, её культурой), то можно с уверенностью сказать, что «свет христианского идеала, сложившегося в Древней Руси» [3, с.22], не затерялся, не погас. Он сияет сквозь века неизреченной красотою и, думается, во все вре­мена найдутся желающие ему последовать.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. «Посад», М., 1994.

2.  Карташёв А.В. Очерки по истории Русской Церкви. «Терра», М., 1993.

3.  Федотов Г.П. Святые Древней Руси. «Московский рабочий», М., 1990.

4.  Петрушко В.И. История Русской Церкви. Конспект лекций. ПСТБИ, М., 1999.

5.  Дунаев М. Расцвет русского иконописания. Журнал «Православная беседа» №5. «Христианская литература», М., 1994.

6.  Московский патерик. Сост. игум. Иосиф (Шапошников), Я.А.Шипов. «Столица», М., 1991.


Тема: «Подвиг святости в Русской Церкви»

Оценка – 5.

«Работа хорошая, вполне грамотная».