Нила отличает необычайная любовь и отсутствие суровости. Даже по отношению к еретикам он мягок, надеясь любовью, примером кротости и всепрощением направить их к исправлению. Однако, «кроткая любовь Нила не исключает мужественного стояния зи истину» [3, с.173].
Аскеза в жизни преподобного – лишь приготовление к умной молитве, сердечному деланию. Умное делание – главное в жизни монаха. «Преподобный Нил не боится опасностей мистического пути и, зная все трудности его для многих, увлекает к нему описанием блаженных состояний созерцания» [3, с.172].
Таким образом, подвиг святости преп. Нила и его последователей – это молитвенное созерцание, достигаемое путём внешней и внутренней аскезы при полном отречении от суетного мира.
Представителем другой традиции – социального служения ближним – был святой того же XV в. – преподобный Иосиф Волоцкий. В отличие от преп. Нила и других северных пустынножителей, искавших уединения и нестяжания для созерцательной молитвы, последователи преп. Иосифа стремились создать совершенное общежитие со строгой дисциплиной для служения монашества миру.
Преподобный Иосиф, будучи двадцатилетним юношей, послупил в Боровский монастырь к строгому старцу Пафнутию, который был воспитан в послушании без рассуждения. Иосиф стремился к монашеству с детства, причём именно к такому – строго-уставному. После смерти Пафнутия Иосиф становится игуменом. Он мечтает устроить в монастыре общежитие, но в этом расходится с братией. «Борьба с собственностью на Руси была труднее, чем с грехами плоти» [3, с.177]. Иосиф уходит из монастыря и под видом странника изучает разные уставы, а затем, недалеко от Волоколамска, устраивает свою обитель с общежительным уставом.
Жизнь монастыря протекала в суровой аскетической строгости. Не все могли выдержать такое «жестокое житие». При суровой аскезе – строгое послушание и уставничество. Этому послушанию без рассуждения, дисциплине и строгости Иосиф придаёт больше значения, чем аскетическим подвигам.
По отношению к согрешающим – тоже строгость, в этом случае Иосиф даже освобождает от смирения и неосуждения. И если преп. Нил Сорский с кротостью и любовью принимал даже еретиков, то преп. Иосиф настаивает на необходимости самого строго их наказания.
В отношении к храмовому искусству и богослужению Иосифа отличает любовь к благолепию, к церковной красоте. Монастырём охотно принимаются богатые пожертвования, он владеет земельными угодиями. Всё это употребляется на благотворительные цели: монастырь щедро кормит людей во время голода и т.п.
При всём этом, о внутренней, духовной жизни преп. Иосифа и его учеников почти ничего не говорится. Описание его жития сосредотачивается на одних внешних подвигах и социальном служении. «Внешние аскетические подвиги и широкая деятельность занимают то место, которое у преп. Нила посвящено «умной молитве» [3, с.181]. Главным руководством к духовной жизни является страх Божий. В поучениях Иосифа постоянно напоминается о смертном часе, о загробном воздаянии, страхе вечных мук. Основание молитвы – также страх Божий и внешнее благообразие. В то же время есть указание и на внутреннюю напряжённость и собранность: необходимо «ум весь собрати с сердечным чувством», но Иосиф «указывает к этому единственный путь – от внешнего – к внетреннему: «Прежде о телесном благообразии и благочинии попечемся, потом же и о внутреннем хранении»… В этом вся духовная школа иосифлянства» [3, с.183].
Социальное служение Иосиф видит не только в благотворительности, но и в общественносй, государственной деятельности: «Горячий патриот русской земли и её национальных святынь, Иосиф содействовал развитию политического сознания московского князя в князя православного» [3, с.183].
Итак, подвиг святости преп. Иосифа основывается на идее социального служения Церкви и монашества миру.
В данной работе были рассмотрены жития одних из самых замечательных святых русской Церкви, которые показывают нам тот подвиг святости, который был характерен для конкретной исторической эпохи.
Высотой, вершиной святости в истории русской Церкви был XV в., который принёс плоды трудов преп. Сергия, завещавшего Руси совершеннейший идеал святого. Лучшие из учеников Сергия Радонежского осуществили этот завет в своей жизни.
Но то, что так гармонично соединялось в идеальном образе святого Древней Руси, к концу XV в. распадается на два направления. Эти направления не просто расходятся, они вступают в противоборство. Исторически это было связано со спором о владении монастырей землями. Последователи Нила Сорского выступали против монастырского землевладения, они боялись обмирщения Церкви, её превращения в богатого собственника. Сторонники Иосифа Волоцкого защищали землевладение ради благотворительных целей. Получив опору государственной власти, иосифляне внешне победили в этой борьбе. После этого мистическое направление постепенно исчезает. Такое явление Георгий Федотов охарактеризовал, как «трагедию древнерусской святости» [3, с.235]. Религиозная жизнь на Руси устанавливается на принципах уставного благочестия.
Но древнерусский евангельский идеал любви к Богу и ближнему, идеал «двуединства», сочитающий социальное служение с духовным самоуглублением, не погиб. В XVIII в. неожиданно снова возраждается мистическая традиция – умное делание, созерцательная молитва, происходит возвращение к духу древних подвижников.
И если нельзя утверждать, что это было полным возрождением древнерусской духовности (так как новая святость почти не связана с национальной жизнью России, её культурой), то можно с уверенностью сказать, что «свет христианского идеала, сложившегося в Древней Руси» [3, с.22], не затерялся, не погас. Он сияет сквозь века неизреченной красотою и, думается, во все времена найдутся желающие ему последовать.
1. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. «Посад», М., 1994.
2. Карташёв А.В. Очерки по истории Русской Церкви. «Терра», М., 1993.
3. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. «Московский рабочий», М., 1990.
4. Петрушко В.И. История Русской Церкви. Конспект лекций. ПСТБИ, М., 1999.
5. Дунаев М. Расцвет русского иконописания. Журнал «Православная беседа» №5. «Христианская литература», М., 1994.
6. Московский патерик. Сост. игум. Иосиф (Шапошников), Я.А.Шипов. «Столица», М., 1991.
Тема: «Подвиг святости в Русской Церкви»
Оценка – 5.
«Работа хорошая, вполне грамотная».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.