После смерти родителей Варфоломей, наконец, приступает к осуществлениею того подвига, которого так давно жаждала его душа – вместе с братом они уходят в глубину лесов, где основывают пустынную обитель. Интересно, что Варфоломей, вырослий в условиях духовного оскудения, не имел духовного руководителя. «Сущность монашества осмысляется им самостоятельно. И он приходит к пониманию того, что выбор иноческого пути влечёт за собой полное переустроение своего внутреннего мира и своего образа жизни. Путь Сергия – это внутренняя собранность и сосредоточие, чему помогает внешняя аскеза» [4, с.75]. Внешняя аскеза проявляется не только в посте, физических трудах и подвигах и постоянном молитвенном бдении, но и в суровых условиях северной природы, которая бывает не просто неблагосклонна к человеку, но и опасна для него.
«Горящий светильник» невозможно скрыть во тьме, и скоро, возжелав того подвига, к Сергию приходят первые его ученики. Против своего желания, но с великим смирением и любовью принимает их подвижник. Его пустынь постепенно становится монастырём, а сам он – игуменом. Своё желание уединения, пустынножительста, Сергий приносит в жертву братской любви и их желанию видеть его своим духовным наставником и старцем. Позднее в монастыре устраивается общежитие. Преп. Сергий берёт на себя всё бремя хозяйственной и административной ответственности. Монастырь начинает вести благотворительную деятельность. Во всём этом видем возвращение к тому идеалу святости, который всегда был излюбленныйм на Руси: служение Богу и блажним ради Бога, котороый воплотил в своей жизни и завещал миру преп. Феодосий. Как и Феодосий, преподобный Сергий свой духовный опыт обращает к миру, служит ему. «Это итог подвига почти всех преподобных XIV в.: от отшельничества – к общему житию и последующее старчество» [4, с.75]. В этом просматривается опять та идея единства, соборности, которая призывала к единению весь русский народ.
Подвиг святости всегда сопряжён со смирением, это неотъемлемая черта. Смирение, простота, открытость, «умаление себя» характеризуют духовную жизнь преподобного Сергия.
Но есть в жизни преподобного ещё другая «таинственная» сторона – это такая высота, на которую не поднималось ещё русское монашество. Св. Сергий, не изменяя основному типу русского монашества, сложившегося во времена Феодосия, в то же время открывает новый, мистический, созерцательный путь. Об этой стороне его деятельности известно очень мало, что совершенно естественно: как истинный монах он умел скрывать свою внутреннюю жизнь. За внешней простотой, смирением, за делами милосердия и любви – величайшая тайна, глубина, о которой можно судить лишь по некоторым известным из жизни преподобного событиям. На их основании делается вывод о связи Сергия с афонской школой исихазма, о их глубокой духовной близости. Об этом свидетельствуют видения, которыми сопровождалась духовная жизнь преподобного Сергия. Ему первому из всех русских святых явилась Сама Пресвятая Богородица. «В его жизни также находим пример явления того Божественного света, который Григорий Палама именует «Божественными энергиями», «лучами Божества», и о котором святой Макарий Египетский говорит, что «ангелы и служебные духи приобщаются свету этого огня» [1, с.135].
Но преподобный Сергий для русского человека остаётся не только «исихастом», мудрым духовным руководителем, любвеобильным старцем, но и великим национальным вождём. Русь чтила и чтит св. Сергия, как своего небесного покровителя. «Наступает великий исторический момент в жизни русского народа: свержение татарского ига. В этот грозный, решающий час значение преп. Сергия, как старца и печальника всея земли Русской, открывается во всём своём духовном величии. Подобно древнему Моисею, он становится вождём своего народа» [1, с.136]. Всем известно благословение преподобным Сергием св. князя Дмитрия перед Куликовской битвой и предсказание победы над татарами. Сергий своею верою и крепостию духа вдохновил своих собратьев на подвиг.
Итак, жизнь преп. Сергия Радонежского является ещё большим выражением того идеала святости, который Русь возлюбила в древности. Обе традиции – мистическая и социальная – гармонично сочитаются в нём и достигают своей полноты: основатель мистического направления в монашестве становится национальным вождйм и заступником за Святую Русь.
Лучшие ученики преп. Сергия продолжали его «школу духовного делания, которая с лёгкостию и окрылённостию духовного подъёма и созерцания совмещает и служение миру» [1, с.145]. Но, к сожалению, со временем два этих направления расходятся и вступают в противоречие друг с другом.
XV век – продолжение золотой эпохи века XIV. Это расцвет, вершина русской духовности. «Но вместе с тем – это канун кризиса и разрыва» [1, с. 144]. Начинают ослабевать духовные связи с Православным Востоком. Исторически это было связано с Флорентийским Собором и падением Византии. В лице некоторых святых Русь ещё черпает свои духовные силы в общении с Востоком, но к концу XV в. это общение ослабевает. Авторитет Византии падает, растёт национальное самосознание. Россия начинает осознавать себя Третьим Римом, оплотом Православия, но к несению такой огромной миссии она ещё не готова. «Лишившись своего великого пестуна, Русь ещё подвергнется влиянию чуждых ей начал, пройдёт путь уничижения и кенозиса, прежде чем, возмужав, осознает сама себя и начнёт прозревать истинную ценность своего наследия» [1, с.145]. Духовный кризис проявляется в постепенном разрыве и удалении друг от друга двух путей – мистического и социального.
Представителем мистического, созерцательного духовного направления в XV в. является преподобный Нил Сорский. Он из тех святых, которые ещё питаются «токами» Православного Востока. Известно, что преп. Нил долго жил на Афоне, наблюдал устроение афонских монастырей, впитал в себя практику исихии. Вернувшись в Россию, на реке Сор основал скит. Скитский путь – путь «средний»: жить не одному, а с двумя-тремя братиями, но в удалении от мира. Основав скит, Нил в то же время не считает себя учителем братий. Он вообще невысоко ставит духовное руководство, так как трудно, почти невозможно найти истинного наставника и духоносного старца. Нельзя, конечно, полагаться на себя, нужно спрашивать совета у опытной братии, но единственный абсолютно надёжный источник духовного руководства – Божественные Писания.
Особенно бросается в глаза любовь преподобного Нила к нищете. Братия должна питаться плодами своих рук, не докучая мирянам просьбами о милостыне. Нищета телесная, добровольно избираемая, помогает приобретению нищеты духовной. «Возлюби нищету и нестяжание и смирение» [3, с. 171]. Преп. Нил выступает даже против богатых укращений в храмах, чтобы ум и сердце человека в храме не развлекались красотой творений рук человеческих.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.