Между тем, важные события происходили на территории Мидии, где началось восстание зависимого от мидийцев племени персов. Под предводительством царя Кира II персы начали успешно осуществлять стремительные завоевания. В 539 г. до РХ персидская армия вторглась в Вавилонию и захватила Вавилон. При Кире персы завоевали всю Малую Азию, Месопотамию, значительные территории в Средней Азии. При его преемнике Камбизе II был завоеван Египет. В начале правления царя Дария (522 – 486 гг. до РХ) персы покорили Македонию, Фракию и северо-западную часть Индии. Таким образом, границы Персидской державы охватили огромное пространство от Эгейского моря на западе до северо-западной Индии на востоке, от Армении на севере до Эфиопии на юге. Это было самое больше государство из всех доселе существовавших. В 519 г. до РХ Дарий начал реформы, которые определили его административную структуру.
Он разделил страну на административно-податные округа – сатрапии. Каждый из этих округов выплачивал определенный объем податей и возглавлялся сатрапом, персом по национальности, в обязанности которого входило гражданское управление своей областью. Военная власть была сосредоточена в руках другого лица – военачальника. Сатрапы и военачальники находились под постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции. Столицей персидской державы стал г. Сузы, где находилась царская канцелярия. Отсюда по всей стране рассылались царские указы. Официальным языком государства стал общераспространенный на Ближнем Востоке арамейский язык. Для улучшения связей между отдельными частями огромной империи была создана система караванных дорог и почт, которая позволяла царским гонцам и курьерам довольно быстро преодолевать значительные расстояния. Дарий ввел единую для всей страны денежную единицу – золотой дарик весом в 8, 4 г.
Социальная структура Древней Месопотамии. Как мы видим, общества, существовавшие в разное время в Месопотамии, значительно отличались друг от друга, в том числе и по своей социальной архитектонике. Так, если для Царства Шумера и Аккада эпохи III династии Ура характерна крайняя степень централизации (большая часть трудового населения была сведена в отряды, которые могли быть переброшены на любую работу и получали за нее паек), то для Нововавилонского царства, напротив, свойственна высокая степень социальной динамики и сложная, подчас запутанная, социальная структура (например, рабы, обладавшие правом собственности и самостоятельного ведения хозяйства, иногда становились гораздо богаче своих хозяев и сами владели рабами). Не имея возможности останавливаться на всех эпизодах социальной истории Месопотамии, ограничимся одним – рассмотрим социальную структуру Старовавилонского царства.
Решение этой задачи облегчается тем, что от этой эпохи сохранился важнейший юридический памятник – законы Хаммурапи. Они были высечены на черной каменной стеле, захваченной во время одной из войн враждебным Вавилону Эламом, в котором и были найдены археологами.
Старовавилонское общество, судя по законам Хаммурапи, состояло из трех основных социальных групп: свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум).
Раб являлся частной собственностью своего хозяина. Его можно было продать, подарить, одолжить и т.п. Если кто-либо поранил или убил чужого раба, то наказывался не за убийство, а за нанесения ущерба имуществу. Источником рабства был, прежде всего, захват пленных на войне. В рабство можно было попасть и за долги, но Хаммурапи ограничил срок долгового рабства тремя годами (по истечении этого срока должник должен быть отпущен на волю, даже если он так и не отработал долг) и запретил жестокое обращение с такими рабами. Обращением в рабство наказывались некоторые преступления (например, неуважительное отношение детей к матери). Источником рабства было и рождение от родителей-рабов, однако ребенок, рожденный от рабыни и свободного, по законам Хаммурапи считался свободным. Отличительным знаком раба была табличка, которая вешалась ему на шею или клеймо, наносившееся на тело. Количество рабов в Старовавилонский период было невелико, и рабский труд не оказывал решающего влияния на экономику.
Наиболее многочисленной группой вавилонского общества были свободные общинники – авилум. К верхушке этого слоя принадлежал сам правитель государства и высшие должностные лица. Авилум занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Внутри этой группы, конечно, имело место значительное имущественное расслоение, что отражено в законах Хаммурапи: если авилум ударил по лицу равного себе авилума, то он наказывался денежным штрафом, если же ударил авилума, высшего по положению – публичным телесным наказанием (60 ударов плетью).
Значительная часть трудового населения Старовавилонского царства относилась к мушкенумам. В самом названии (от аккадского глагола шукену –‘склоняться’) отражено их зависимое положение. Не владея собственными средствами производства, мушкенумы были обязаны обрабатывать землю, предоставленную им дворцом или храмом, отдавая за это часть урожая. Они не имели права покинуть ее, а в военное время должны были участвовать в походах. Кроме сельского хозяйства мушкенум мог заниматься и ремеслом, но и в этом случае был прикреплен к месту работы. Тем не менее, мушкенум мог иметь в своем распоряжении личное имущество и даже рабов. Таким образом, мушкенумы занимали промежуточное положение между рабами и свободными общинниками.
Культура Древней Месопотамии. Еще шумерами в Месопотамии была создана развитая традиция письменности. Материалом для письма служила глина, а знаки письма складывались из клинышков, остающихся на глине от вдавливания в нее заточенного в форме треугольника конца тростниковой палочки. За столетия существования месопотамской цивилизации были созданы сотни тысяч клинописных текстов самого разного содержания. Они хранились как у частных лиц, так и в архивах и библиотеках. Самой большой библиотекой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669 – 631 гг. до РХ) в Ниневии, насчитывавшая до 20 тысяч табличек.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.