Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирский Свято-Макарьевский
Православный Богословский Институт
«Всеобщей истории»
Составил: священник Д. Долгушин
Географическое положение и природные условия. Древнеегипетская цивилизация возникла в долине Нила. Течение Нила начинается на территории современного Судана со слияния двух рек – Белого и Голубого Нила. Пройдя через пороги, он несет свои воды на север и, разделившись на несколько рукавов, образующих Дельту, впадает в Средиземное море. Каждый год Нил разливается. Вода на четыре месяца заполняет долину. Затем она спадает, Нил входит в свои берега, но на суше остаются частички горных пород и органических останков, принесенные течением реки. Это и есть знаменитый нильский ил. Он образует замечательно плодородную и легко поддающуюся обработке почву, позволявшую уже в древности собирать высокие урожаи. Речные отложения придали ей черный цвет, поэтому египтяне называли свою страну «Кеме» – черная земля, противопоставляя ее красной земле – безжизненным пескам пустыни, которая начинается сразу за плодородной землей, вытянувшейся узкой (от 1 до 20 км.) полоской вдоль Нила. Долину Нила принято делить на Верхний Египет (от первого порога Нила до Дельты) и на Нижний Египет (Дельта).
Поскольку Нил был единственным источником влаги, то благоденствие страны полностью зависело от его разливов. Египтяне делили год на три сезона. Сезон разлива (ахет) продолжался с августа по ноябрь. Едва Нил начинала спадать, и пашня показывалась из-под воды, начинался сезон сева (перет). Затем – сезон засухи (шему), когда высушенная солнцем земля мертвела, трескалась, выдувалась ветром в пустыню, а люди с тревогой и нетерпением ожидали нового живительного разлива великой реки.
Политическая история. Впервые жители появились в нильской долине в конце V тысячелетия до РХ. Они создали здесь первые ирригационные сооружения. Но построить полноценную оросительную систему было под силу только высокоорганизованной общности людей, и в Египте стали возникать протогосударственные образования, которые принято называть греческим термином «ном». К концу IV тысячелетия до РХ сформировалось до сорока таких номов. В результате войн они объединились в два больших государства – Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царство. После ожесточенного соперничества Верхний Египет одержал победу над Нижним, и вся страна впервые объединилась в одно государство. Произошло это в 3000 г. до РХ при фараоне Менесе. С этого события начинается многовековая история египетской государственности.
В основе современной научной периодизации истории Древнего Египта лежит периодизация, предложенная египетским жрецом Манефоном. Манефон разделил правителей Египта на тридцать династий, а его историю – на три периода: Древнее, Среднее и Новое царство. В современной науке эта периодизация используется в дополненном виде.
Раннее царство (3000-2800 гг. до РХ, I и II манефоновские династии). Это период, когда завершается объединение страны, создается единый административный аппарат и совершенствуется ирригационная система. Попытки Верхнего Египта вернуть самостоятельность решительно пресекаются фараонами Нижнего Египта. Столицей государства является основанный Менесом г. Мемфис.
Древнее царство (начало XXVIII - середина XXIII вв. до РХ, III – VI манефоновские династии). Единое египетское государство достигает значительного могущества. Складываются богатые царские, храмовые и вельможеские хозяйства. Египет ведет успешные войны в Нубии, Ливии и на Синайском полуострове. Именно в период Древнего царства были построены знаменитые египетские пирамиды – усыпальницы фараонов. Древнейшая из них – ступенчатая пирамида фараона Джосера (сооружена зодчим Имхотепом), самая большая – пирамида Хеопса (высотой в 146 м.), немногим ей уступает пирамида сына Хеопса Хефрена (высотой в 143 м.).
I Переходный период (ок. 2200 -- 2040 гг. до РХ, VII – X манефоновские династии). Центральная власть слабеет, и Египет распадается на ряд номов. Утрата государственного единства сопровождается экономическим упадком: ухудшается функционирование ирригационной системы, что приводит к неурожаям и голоду. Страна охвачена бунтами и грабежами. Яркая картина бедствий этого времени нарисована в «Речениях Ипувера» -- литературном произведении, содержащем призыв к восстановлению единства Египта.
Среднее царство (2040 – 1750 гг. до РХ, XI – XII манефоновские династии). Единство страны восстанавливается, и государство вновь обретает мощь. Возрождается широкое каменное строительство, централизованная экономика и активная внешняя политика. Египетские войска предпринимают походы на юг, за первый нильский порог, и на восток, в страну Ретену (возможно, расположенную в Сирии или в Палестине). Столицей государства являлся сначала г. Фивы, а затем расположенный на границе Нижнего и Верхнего Египта г. Ит-Тауи.
II Переходный период (1750 – 1600 гг. до РХ, XIII – XVII манефоновские династии). Центральная власть опять начинает слабеть, и Египет становится легкой добычей захватчиков – племенного союза кочевников-гиксосов. Гиксосы вторглись в Дельту с востока, прочно обосновались в ней, сделав своей столицей г. Аварис, и предпринимали отсюда набеги на южные районы страны.
Новое царство (XVI – XI вв. до РХ, XVIII – XX манефоновские династии). Борьба за освобождение страны от гиксосов, инициатором которой был Фиванский ном, заканчивается успехом. Восстанавливается единое государства. Своего расцвета оно достигает при фараоне Тутмосисе III. Благодаря его завоеваниям Египет превращается в державу, владения которой простираются от IV нильского порога на юге до Сирии на севере. Это период наивысшего могущества Египта. Почти все время Нового царства продолжается борьба царской власти с номовой знатью и высшим жречеством. Одним из важнейших эпизодов этой борьбы была деятельность фараона Аменхотепа IV (1367 – 1350 гг. до РХ).
На шестом году своего правления он начал религиозную реформу. По всей стране вместо многобожия стал вводиться культ одного божества – бога солнечного диска Атона. Почитание других божеств запрещалось, их имена стирались со стен храмов. Аменхотеп IV сменил свое имя (обозначавшее «Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону»), а столицу Египта перенес из Фив, являвшихся центром культа бога Амона, в построенный им город Ахетатон («горизонт Атона»), таким образом ослабив влиятельное столичное жречество. Однако преобразования Эхнатона не закрепились. Уже через три года после его смерти, в правление Тутанхамона, произошла реставрация культа Амона и прочих богов, религиозная реформа Эхнатона была отменена, столица перенесена обратно в Фивы.
Поздний Египет (712 – 525 гг. до РХ, XXV – XXVI манефоновские династии). Центральная власть слабеет, и государство вступает в полосу кризиса. В Египет вторгаются сначала эфиопы, затем ассирийцы и, наконец, персы, которые и завоевывают его в 525 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.