Персидское владычество над Египтом продолжается до 332 г. до РХ (на это время падает правление XVII – XXX манефоновских династий), когда он был покорен Александром Македонским. После распада державы Александра Македонского в Египте правила династия Птолемеев, основанная одним из его полководцев. В 30 г. до РХ Египет был завоеван римлянами и вошел в состав Римской империи. В 641 г. его завоевали арабы. Сегодня потомки древних египтян – копты – составляют лишь небольшой процент населения Арабской Республики Египет.
Социальная структура древнеегипетского общества (на примере Среднего царства). Низшим классом древнеегипетского общества были баку – рабы, принадлежавшие своим хозяевам в качестве частной собственности. Однако количество баку было невелико. Большинство населения страны принадлежало к тому социальному слою, который сами египтяне называли хемуу нисут - "царские хемуу". Обязанностью царских хемуу была работа в хозяйстве фараона, храма, государственного или храмового чиновника. Каждый хему был связан с определенной профессией, которая назначалась ему еще в юности. Ежегодно в номах проводились смотры детей царских хемуу, достигших совершеннолетия. На этих смотрах юноши и распределялись по профессиям. Наиболее сильные и выносливые назначались в войско, сыновья ремесленников, как правило, наследовали профессию своего отца, большая же часть хемуу становилась земледельцами. Хемуу не находились в собственности частного лица, а выдавались чиновникам в качестве должностного обеспечения – наряду с землей, домом, орудиями труда и т.п. имуществом.
Верхушку древнеегипетского общества составляли фараон, его вельможи, правители номов и высшее жречество. Древнеегипетский царь обладал неограниченной властью и почитался как бог. Само его обычное в европейских языках наименование – фараон – свидетельствует об особом благоговении, с которым египтяне к нему относились. Это слово происходит от древнеегипетского пер-о (большой дом) – именно так, иносказательно, чтобы лишний раз не употреблять личного имени правителя, было принято называть царей Египта в эпоху Нового царства. Власть фараона распространялась не только на людей, но и на природу его страны. Это выражалось в специальных обрядах: при начале разлива Нила царь бросал в воды реки папирус с приказом разлиться, во время начала жатвы лично срезал первый сноп. Ближайшим к фараону вельможей был чати, управлявший хозяйственной жизнью страны и верховной судебной палатой. Армия возглавлялась другим сановником – начальником войска. Большим влиянием пользовались главы номов – номархи.
Религия и культура. Каждый ном имел свое особо чтимое божество, а культ некоторых был распространен по всему Египту. Так, широко почитались Гор, считавшийся покровителем царской власти, бог солнца Ра, бог Тот, богиня Маат и др. Со времен Среднего царства получает широкое распространение поклонение богу Амону.
Культ многих божеств был связан с почитанием животных. Так, считалось, что воплощением бога Птаха является Апис (бык определенной расцветки), воплощением Гора – сокол, Себека – крокодил и т.д. Священные животные, олицетворявшие этих богов, содержались в особых храмах, им приносились жертвы, а после смерти их тела мумифицировались. Найдены целые кладбища таких мумий – например, кладбище Аписов в Мемфисе. Кроме названных выше в качестве божеств почитались коршун, ибис, баран, лев, змея, гиппопотам и множество других животных, до навозных жуков-скарабеев включительно. Таким образом, древнеегипетская религия является характерным образцом языческого политеизма (многобожия). Тем интереснее, что именно в Египте была предпринята уникальная для Древнего мира попытка перейти от политеизма к монотеизму. Она связана с именем фараона Аменхотепа IV (1367 – 1350 гг. до РХ).
Для древнеегипетской религиозности характерно особое стремление к преодолению смерти. С этим связаны специфические погребальные обряды, принятые в Древнем Египте. Древний египтянин верил, что человек имеет две души – ка и ба. Первая из них по смерти обитает в гробнице, а вторая может соединиться с телом, воскресив его. В таком случае, важнейшей религиозной задачей становилось сохранение тела от уничтожения. Для этого из него делали мумию. Мумифицирование спасало тело от тления, но нужно было еще сохранить саму мумию, поэтому каждый состоятельный египтянин стремился соорудить для нее гробницу. Наиболее грандиозными были гробницы фараонов – знаменитые египетские пирамиды. Посмертное существование египтяне представляли во всем подобным земному, поэтому клали в гробницы одежду, пищу, предметы обихода. Для благоденствия умершего считались необходимыми регулярные жертвоприношения ему.
С тем же стремлением к победе над смертью связано и широкое распространение в Египте почитания Осириса. Древнеегипетский миф об этом боге рассказывает, что Осирис, царствуя над Египтом, научил своих подданных земледелию и скотоводству. Его брат Сет стал завидовать ему, заманил Осириса в ловушку и убил его. Жена Осириса Изида укрылась от гнева Сета и вскоре родила сына – Гора, который победил убийцу своего отца. Изида собрала части, на которые Сет растерзал тело Осириса, и Осирис воскрес. Не пожелав более царствовать на земле, он стал царем в царстве мертвых. Осирис взвешивает сердца умерших и в зависимости от праведности или неправедности их жизни определяет их посмертную участь. Представление о том, что посмертная участь человека зависит от его поведения в земной жизни, сложилось у египтян в эпоху Нового царство, сменив примитивно магическое представление о том, что посмертная участь человека зависит лишь от правильности исполнения погребальных обрядов.
Письменность появилась в Египте еще во времена Раннего царства. Начало ее расшифровке было положено Франсуа Шамполиономв начале XIX в. С тех пор ученые смогли прочитать тысячи древнеегипетских текстов самого разного – религиозного, научного, художественного, хозяйственного, политического – содержания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.