Положение христиан ухудшилось при императоре Декии (249 – 251), при котором государство взяло инициативу в их преследовании на себя. Декий приказал выявлять христиан с помощью специальных мер. Все население какой-либо области поголовно обязывалось совершить жертвоприношения. Принесшим жертвы выдавалась справка (libellum). Отсутствие ее становилось поводом к разбирательству и допросу. Широкие гонения на христиан развернул Диоклетиан. Однако, несмотря на свой грандиозный масштаб, они фактически захлебнулись и были саботированы снизу. К тому времени население империи успело хорошо узнать христиан и не хотело их преследовать. Мужественное поведение мучеников, радостно отдававших свою жизнь за Христа, сочинения апологетов, разъяснявших христианскую веру язычникам, способствовали тому, что отношение к христианам в широких кругах стало доброжелательным. Поэтому в гонение Диоклетиана были нередки случаи, когда римский чиновник вызывал к себе главу местной христианской общины (епископа), и они вместе обсуждали, каким образом выполнить указ императора, не нанося ущербы христианам.
При императоре Константине гонения на христиан прекратились. Эту перемену связывают с обращением ко Христу самого Константина. Он являлся сыном одного их тетрархов Констанция Хлора и ревностной христианки Елены. После смерти Констанция британские и галльские легионы провозгласили Константина августом. Однако у него был соперник – находившийся в Риме Максентий. По рассказам современников Константина (историка Евсевия Памфила и Лактанция) накануне решающего сражения он увидел знамение Христа (крест) и слова «этим победишь». Приказавший изобразить этот знак на щитах и знаменах своего войска Константин одержал победу. В 313 г. он вместе со своим соправителем (августом восточной части империи) Ликинием издал Миланский эдикт, в котором христианская вера объявлялась дозволенной религией. Гонения на христиан прекращались, а прежде отобранное у них имущество приказывалось вернуть.
Несмотря на то, что крещение Константин принял лишь незадолго до смерти, на протяжении всего своего он правления исповедовал христианскую веру и покровительствовал Церкви. Был издан ряд указов: об освобождении духовенства от гражданских повинностей и церковных земель от дополнительного обложения (313 — 315 гг.), об отмене казни через распятие (315 г.), о праздновании по всей империи воскресного дня (321 г.), о праве епископов быть тритейскими судьями (321 г.), о запрете насильно привлекать христиан на языческие праздники (322 г.), о предоставлении Церкви права получать имущество по завещаниям (325 г.), об отмене гладиаторских боев (325 г.), о допущении христиан к занятию высших государственных должностей (325 г.). В 330 г. Константин основал новую столицу государства – город Константинополь на берегу Босфора. Преемники Константина (за исключением императора Юлиана Отступника (361 – 363), безуспешно попытавшегося восстановить язычество) продолжали его линию и были уже христианами. В связи с прекращением гонений начался приток новых людей в Церковь.
Но в это же время Церковь переживала трудности в связи с широким распространением искажений церковного вероучения (ересей), главным из которых в IV в. было арианство (названное так по имени своего основателя александрийского священника Ария). На Первом Вселенском соборе, прошедшем в г. Никея в 325 г., арианство, отрицавшее церковную веру в Пресвятую Троицу, было осуждено и было принято соборное исповедание веры. Вера, выраженная никейским собором, стала называться православной. В 380 г. император Феодосий Великий своим эдиктом объявил эту веру преимущественно покровительствуемой в Римской империи.
[1] Рапсодам называли странствующих певцов, под аккомпанемент струнного инструмента исполнявших
[2] Исключение делалось для высших финансовых и военных должностных лиц – стратегов.
[3] Ager publcus – общественное поле, т.е. земля, принадлежавшая всему государству.
[4] Princeps senatus, первоприсутствующий в сенате.
[5] Imperator – ‘повелитель’, ‘командующий’. Званием императора солдаты награждали победоносных полководцев, получавших впоследствии право на триумф.
[6] August – букв. ‘умножающий’ (блага), священный.
[7] Пекулием в римском праве называлась часть имущества (в данном случае земли), которая передавалась другому лицу не в собственность, а в пользование.
[8] Колон – мелкий свободный арендатор земли, плативший за аренду деньгами или частью урожая.
[9] Федератами римляне называли те варварские племена, с которыми он заключали договор (foedus - «фёдус») о том, что в обмен на разрешение жить в империи варвары буду нести военную службу в Римском войске.
[10] Коллегии – городские объединения по профессиям или по месту жительства.
[11] Слово евангелие по-гречески означает ‘благая, радостная весть’. Так называли новость о спасении (например, от врагов), а также новость о восшествии на престол императора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.