Древний Египет. Древняя Месопотамия. Древняя Греция. Древний Рим: Методическое посо­бие по курсу «Всеобщая история», страница 15

Положение христиан ухудшилось при императоре Декии (249 – 251), при кото­ром государство взяло инициативу в их преследовании на себя. Декий приказал вы­являть христиан с помощью специальных мер. Все население какой-либо области поголовно обязывалось совер­шить жертвоприношения. Принесшим жертвы выдава­лась справка (li­bellum). Отсутствие ее становилось поводом к разбирательству и до­просу. Широкие гонения на христиан развернул Диоклетиан. Однако, несмотря на свой грандиозный масштаб, они фактически захлебнулись и были саботированы снизу. К тому времени население империи успе­ло хорошо узнать христиан и  не хо­тело их преследовать. Мужествен­ное поведение мучеников, радостно отдававших свою жизнь за Христа, сочинения апологетов, разъяснявших христианскую веру язычникам, способствовали тому, что отношение к христианам в широких кругах стало доброжелательным.    Поэтому в гонение Диоклетиана были нередки случаи, когда римский чиновник вызывал к себе главу местной христианской общины (епи­скопа), и они вместе обсуждали, каким образом выполнить указ императора, не на­нося ущербы христианам.

При императоре Константине гонения на христиан прекратились. Эту перемену связывают с обращением ко Христу самого Константина. Он являлся сыном одного их тетрархов Констанция Хлора и ревност­ной христианки Елены. После смерти Констанция британские и галль­ские легионы провозгласили Константина августом. Однако у него был соперник – находившийся в Риме Максентий. По рассказам современ­ников Константина (историка Евсевия Памфила и  Лактанция) накану­не решающего сражения он увидел знамение Христа (крест) и слова «этим победишь». Приказавший изобразить этот знак на щитах и зна­менах своего войска Константин одержал победу. В 313 г. он вместе со своим соправителем (августом восточной ча­сти империи) Ликинием издал Миланский эдикт, в котором христианская вера объ­являлась доз­воленной религией. Гонения на христиан прекращались, а прежде ото­бранное у них имущество приказывалось вернуть.

Несмотря на то, что крещение Константин принял лишь незадолго до смерти, на протяжении всего своего он правления исповедовал хри­стианскую веру и покрови­тельствовал Церкви. Был издан ряд указов: об освобождении духовенства от гра­жданских повинностей и церков­ных земель от дополнительного обложения (313 — 315 гг.), об отмене казни через распятие (315 г.), о праздновании по всей империи воскресного дня (321 г.), о праве епископов быть тритейскими судьями (321 г.), о запрете насильно привлекать христиан на языческие празд­ники (322 г.), о предостав­лении Церкви права получать имущество по завещаниям (325 г.), об отмене гладиа­торских боев (325 г.), о допуще­нии христиан к занятию высших государственных должностей (325 г.). В 330 г. Константин основал новую столицу государства – город Константинополь на берегу Босфора. Преемники Константина (за ис­ключением им­ператора Юлиана Отступника (361 – 363), безуспешно попытавшегося восстановить язычество) продолжали его линию и были уже христианами. В связи с прекращени­ем гонений начался при­ток новых людей в Церковь.

Но в это же время Церковь переживала трудности в связи с широ­ким распростра­нением искажений церковного вероучения (ересей), главным из которых в IV в. было арианство (названное так по имени своего основателя александрийско­го свя­щенника Ария). На Первом Вселенском соборе, прошедшем в г. Никея в 325 г., ари­анство, отрицав­шее церковную веру в Пресвятую Троицу, было осуждено и было принято соборное исповедание веры. Вера, выраженная никей­ским собором, стала называться православной. В 380 г. император Фео­досий Великий своим эдиктом объявил эту веру преимущественно по­кровительствуемой в Римской империи.



[1]    Рапсодам называли странствующих певцов, под аккомпанемент струнного инструмента исполнявших

[2]    Исключение делалось для высших финансовых и военных должностных лиц  – стратегов.

[3]    Ager publcus – общественное поле, т.е. земля, принадлежавшая всему государ­ству.

[4]    Princeps senatus, первоприсутствующий в сенате.

[5]    Imperator – ‘повелитель’, ‘командующий’. Званием императора солдаты награ­ждали победоносных полководцев, получавших впо­следствии право на триумф. 

[6]    August – букв. ‘умножающий’ (блага), священный.

[7]    Пекулием в римском праве называлась часть имущества (в данном случае зем­ли), которая передавалась другому лицу не в собствен­ность, а в пользование.

[8]    Колон – мелкий свободный арендатор земли, плативший за аренду деньгами или частью урожая.

[9]    Федератами римляне называли те варварские племена, с которыми он заключали договор (foedus - «фёдус») о том, что в обмен на раз­решение жить в империи варвары буду нести военную службу в Римском войске.

[10]   Коллегии – городские объединения по профессиям или по месту жительства.

[11]   Слово евангелие по-гречески означает ‘благая, радостная весть’. Так называли новость о спасении (например, от врагов), а также но­вость о восшествии на пре­стол императора.