При Диоклетиане и Константине было введено новое административное деление. Вся территория империи была разделена на четыре префектуры, префектуры делились на диоцезы, диоцезы – на провинции. Во главе префектур стояли префекты претория, которым подчинялись викарии диоцезов и президы провинций. Власть всех этих чиновников распространялась только на гражданскую сферу, военных полномочий, во избежание сепаратизма, они были лишены.
Диоклетиан провел военную реформу. Армия стала формироваться в значительной мере из рекрутов, которых должны были поставлять крупные землевладельцы из числа населения их поместий. Кроме того, на службу широко привлекались наемники-варвары, в том числе и целыми отрядами (федераты[9]).
Была проведена также налоговая реформа. В основу податной системы империи лег единый для всего государства прямой поземельно-подушный налог, платившийся раз в год – аннона. Размер его устанавливался в зависимости от количества имущества и определялся раз в пятнадцать лет.
В правления Диоклетиана и Константина произошло прикрепление колонов к земле, ремесленников государственных мастерских – к своему ремеслу, самостоятельных ремесленников – к коллегиям[10], городских землевладельцев – к куриям (городские советы).
Важнейшей реформой Диоклетиана была сакрализация власти. Он ввел пышный придворный ритуал по образцу восточных монархий. Обычное для римлян обожествление императора при нем приобретает особую пышность и особую сложность. Император из принцепса (первого гражданина) превращается в доминуса (dominus) – господина своих подданных. Поэтому и политическая система, установившаяся при Диоклетиане, получила название домината. Доминат – эта такая политическая система позднеримского государства, при котором монархическая власть осуществляется не через систему республиканских институтов (как в принципате), а непосредственно.
Христиане в Римской империи. Христианское благовестие (евангелие[11]) начало распространяться в Римской империи еще в I в. Сначала его проповедовали непосредственные свидетели земной жизни Христа и Его воскресения – апостолы, затем – их ученики. Суть христианской проповеди состояла не в возвещении новых философских или социально-политических идей, а в сообщении радостной новости о недавно произошедшем историческом событии – воскресении Христовом, об одержанной победе над смертью. Христианская вера содержалась не порознь: люди, поверившие этой новости, принимали крещение и через него вступали в Церковь. Unus christianus nullus christianus (один христианин - не христианин), говорили в древности. Быть христианином означало жить в Церкви, в которой человек и находил новую жизнь - жизнь во Христе.
Римские власти первоначально имели довольно смутные представления о христианах. Палестина, где происходили описанные в Евангелиях события, была для римлян глубокой провинцией, и происшествия в ней (если они не имели политического значения) не обращали на себя их внимания. Поэтому, хотя у римских авторов I в. (Иосиф Флавий, Светоний, Тацит) и имеются упоминания о Христе, но лишь краткие. Однако ко второй половине I в. присутствие христиан в империи становится настолько заметным, что перед властями все же встает необходимость выработать к ним определенное отношение.
Отношение это сразу складывалось как враждебное. Первое гонение на христиан со стороны римской власти произошло в 64 г. при императоре Нероне (54 - 68). В этом году в Риме случился грандиозный пожар, в котором сгорели десять из двенадцати кварталов города, и погибло множество людей. Среди спасшихся ходили упорные слухи, что город был подожжен Нероном, мечтавшим отстроить Рим заново и вдохновиться зрелищем зарева для написания поэмы о гибели Трои. Потерявшие близких, а также все свое имущество, люди были близки к восстанию. В этих условиях Нерон по совету одного из приближенных решил направить гнев толпы на христиан и обвинил их в поджоге Рима. Христиан принялись арестовывать, а затем предавать изощренным казням. Даже привыкшие к кровавым зрелищам римляне пришли в ужас от жестокости Нерона, приказавшего поджигать кресты с распятыми на них христианами и устраивать при свете этих чудовищных факелов народные гуляния.
Юридическую основу отношения римской власти к христианам впервые разработал император Траян (98 – 117). В ответ на запрос наместника провинции Вифиния (в Малой Азии) Плиния Младшего о том, что следует предпринимать в связи с распространением христианской веры, Траян определил следующую процедуру преследования христиан. Христианская вера была отнесена им к недозволенным религиям (religio illicita). Ее исповедание каралось смертью. Причиной столь негативного отношения был отказ христиан совершать жертвоприношения языческим богам, в том числе и гению императора. Язычество было государственной религией Древнего Рима, сам император занимал должность верховного жреца (pontifex maximus). Конечно, в отеческих богов уже мало кто верил, особенно в городах, однако поклонение им являлось своего рода свидетельством лояльности Риму и неукоснительно требовалось от всего населения. Единственным исключением были иудеи, которые, исповедуя веру в Единого Бога, отказывались поклоняться идолам, но они в глазах римлян имели извинение: их религия была национальной и древней. Христиане же никаких извинений не имели: их религия не была национальной (христианином мог стать человек любой национальности) и возникла только что. Поэтому христиане воспринимались как государственные преступники. Однако, объявив христианскую веру недозволенной религией, Траян установил, что государство не должно брать на себя инициативу в преследовании христиан («выискивать их не надо», - писал он). Государственные органы должны были начинать процедуру преследования лишь в том случае, если поступал официальный донос (обязательно не анонимный), что такой-то человек является христианином. Тогда обвиненного арестовывали, допрашивали; если он подтверждал свою веру во Христа, подвергали пыткам, принуждая отречься от нее; если он отказывался – казнили. Таким образом, после Траяна христиане оказались в следующем положении: они могли не скрывать своей веры (даже от властей) и жить спокойно, но лишь до тех пор, пока не появлялся человек, бравший на себя инициативу преследования христиан. Поэтому гонения на них вспыхивали периодически и зависели от местных обстоятельств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.