Следовательно, техническая информация в пределах отдельных предприятий удовлетворять дифференцированным потребностям специалистов различных профессий и уровней образования.
Носители технической информации очень разнообразны. Они могут быть представлены, например, печатными материалами, киноплёнками, магнитными лентами, разными моделями, устной речью, радио- и телепередачами. В соответствии с разновидностью носителей данной информации различаются также средства её записи и фиксирования, обработки и хранения и особенно средства её передачи и публикации. В зависимости от средств передачи можно выделить различные формы технической информации: техническая литература, всевозможные виды визуальной и визуально- звуковой информации, выставки, конференции и т.п. Созданы специализированные учреждения, которые занимаются отдельными носителями информации (библиотека, специальная документация, хранилище кинолент и обслуживание кинолентами, подразделение предприятия по машинной обработке данных и др.), а в последние годы были созданы и такие учреждения, которые занимались несколькими видами носителей информации и формами её публикации и передачи. Сфера деятельности этих учреждений распространяется в основном на всю страну либо на отдельную отрасль. Дифференцированность технической информации по видам носителей и формам её передачи следует обязательно учитывать при разработке системы информации и сферы информационной деятельности предприятия.
Новые технические средства и методы информационной деятельности нашли в настоящее время специальные области применения, где их использование дает больший эффект, чем применение любых других технических средств и методов. Например, нет смысла передавать движение какого-либо процесса при помощи текстового изложения и даже отдельных фотографий; это возможно лишь при помощи движущейся киноленты. С другой стороны, какой-нибудь экономический расчет и его обоснование целесообразно производить только в письменной форме.
Получение или передачу информации для каждой отдельной, определенной цели можно считать эффективными только в том случае, если технические средства и методы информационной деятельности применяются комплексно.
Работа, связанная со сбором, обработкой и передачей технических сведений, как в прошлом, так и теперь приводит к использованию ряда профессий для применения носителей и методов передачи информации (библиотекарей, библиографов, делопроизводителей, репрографов, кинооператоров, организаторов выставок, техников по машинной обработке данных и др.). Постоянный рост потребностей в технической информации, развитие техники ее сбора и обработки, совершенствование методологии – все это требует систематической подготовки разного рода специалистов по обработке такой информации, их переподготовке и повышению квалификации, использованию их в специализированных информационных институтах и на крупных предприятиях.
Необходимы также специалисты, обладающие универсальными знаниями и образованием, то есть такие, которые имеют необходимые представления о средствах и методах информации, ясно представляют себе условия эффективного их применения и, следовательно, способны организовать комплексное и эффективное использование этих средств и методов, комплексное развитие системы информации и компетентную высококвалифицированную консультацию.
При организации и оценке значения технической информации следует учесть, что для повышения эффективности деятельности предприятия в первую очередь требуется увеличение численности работников умственного труда, постоянное повышение квалификации рабочей силы, увеличение доли квалифицированного труда, повышение удельного веса умственного труда по сравнению с долей физического труда.
Одновременно с постоянным ростом значения умственного труда и превращением его в один из основных факторов эффективности общественного производства возрастает роль информации.
В современных условиях НТП запас знаний и информации у специалистов стареет быстрее, чем раньше. Поэтому предприятие заинтересовано в постоянном пополнении и возобновлении запаса информации у своих специалистов. Например, инженерное образование можно считать полноценным в течение 4-6 лет после приобретения специальности.
Темпы устаревания профессиональных знаний по отдельным отраслям науки разные. Для примера приведем ориентировочные сроки устаревания профессиональных знаний по некоторым отдельным областям науки:
Металлургия – 3,9 года
Физика – 4.: года
Химическая промышленность – 4,8 года
Машиностроение – 5,2 года
Математика – 8,1 года
Химия –10,5 года
Геология – 11,8 года
На основе имеющегося опыта можно предположить, что для поддержания основных знаний на современном уровне и постоянного ознакомления с новой информацией инженер должен в среднем 4-6 часов в неделю уделять изучению последних достижений в области, которой он занимается. По оценочным данным 2/3 необходимого для этого времени приходится на внерабочее время.
Поддержание профессиональных знаний на достаточно высоком уровне обычно означает сбор:
1. специальной информации для пополнения основных знаний по данной специальности (в рамках узкой специализации);
2. общих сведений о достижениях в смежных областях наук.
Однако для достижения соответствующих результатов в профессиональной деятельности эта информация еще недостаточно и требуется осуществление (в этом случае преимущественно в рамках рабочего времени) следующих мер:
1. чтобы «идти в ногу» с научно-техническим прогрессом, нужно постоянно знакомиться с определенными источниками информации (например, со специальными или реферативными журналами);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.