На передний план выдвигается более полное изучение и удовлетворение потребностей, формирование спроса. Применение методов маркетинга способствует решению этих задач, сочетанию интересов производственных предприятий, сбытовых организаций и потребителей с интересами народного хозяйства, с показателями государственных планов. Поэтому в процессе совершенствования информационной подсистемы управления предприятием применению элементов маркетинга должно быть уделено существенное внимание.
В задачи системы информации о ходе производственного процесса входит обеспечение информацией органов хозяйственного управления о подготовке производственного процесса, его осуществлении и результатах.
Управление производственным процессом занимает центральное место в системе управления предприятием и в системе его информации. В то же время при планировании процесса управления производством и в ходе его осуществления возникает ряд спорных вопросов, связанных с тем, что требования, предъявляемые к производственному процессу, чрезвычайно широки. Например, условия реализации и сбыта вызывают необходимость выпуска широкого ассортимента товаров каждым предприятием и умения приспособиться к возможным изменениям структуры спроса. Наряду с этим каждое предприятие должно располагать разумными запасами товаров на складах и полностью использовать рабочую силу. Сокращение незавершенного производства высвобождает денежные средства, но может возникнуть ситуация, при которой выпуск продукции в намеченные сроки может быть обеспечен лишь при наличии значительного объема незавершенного производства и т.д.
При разработке системы информации производственного процесса на промышленном предприятии необходимо решить следующие задачи:
а) определить объем и источники получения информации о валовом выпуске и структуре производимой продукции и о фактическом спросе на данную продукцию;
б) выяснить внешние условия производства и наличие трудовых и материальных предпосылок, определяющих объем и структуру производства (возможности материально-технического снабжения, кооперирования, транспортные условия, складское хозяйство, возможность совершенствования структуры и повышения квалификации производственного персонала и т.д.), обеспечить сбор и передачу заинтересованным отделам и лицам научной, технико-экономической информации и информации о современных производственных системах;
в) создать условия для получения органами управления предприятием своевременной и надежной информации о состоянии производства, а именно:
наличии рабочей силы и ее квалификации;
показателях производительности труда на предприятии;
текучести рабочей силы;
влиянии на производство существующей системы оплаты труда;
уровне заработной платы;
дисциплине труда и технике безопасности;
основных фондах и производственных мощностях;
технической оснащенности производственного процесса;
размере оборотных фондов, запасе сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п.
Для подготовки производственного процесса и принятия соответствующих решений требуется разносторонняя информация, и в первую очередь информация о:
запланированном товарном ассортименте продукции в натуральных и стоимостных единицах измерения;
покупателях (внутри страны и за рубежом);
условиях поставок продукции по заключенным договорам и контрактам;
объеме производственной программы, сроках ее выполнения и времени ее технологической подготовки;
необходимом рабочем времени, затрачиваемом на отдельные технологические процессы;
времени, необходимом для выполнения расчетов, связанных с производством продукции, и организации делопроизводства;
продолжительности полного производственного цикла изготовления продукции (заказа);
мощностях машин и оборудования и их загрузке;
предполагаемой загрузке производства на основе текущих заказов;
условиях кооперирования;
возможности снабжения наиболее важными материалами и сроках их поставок;
структуре материальных затрат при производстве продукции;
стандартных и типовых деталях;
ассортименте сырья и материалов (импортных и отечественных);
спецификации производимой продукции;
технической документации (чертежи, каталоги материалов и сырья, данные о производственных операциях, агрегатах, оборудовании и т.д.).
Для обеспечения производственного процесса сырьем и материалами необходимы следующие данные:
нормы затрат материалов на производство отдельных видов продукции;
расчет потребности в материалах на основе производственного плана;
данные договоров о поставках сырья и материалов;
данные об общем объеме ассортимента заказов на сырье и материалы;
данные о сырье и материалах, заказанных и фактически выписанных по нарядам;
показатели оборачиваемости и запасов сырья и материалов.
Управление производственным процессом строится в соответствии с годовым планом предприятия, подразделенным на месячные задания. Месячный план-задание (программа) содержит информацию об объеме и ассортименте намечаемого выпуска отдельных видов продукции, о сроках и производственных затратах.
Для составления месячных планов в первом приближении необходимо иметь информацию о:
сроках выполнения заказов;
ритмичности производства и координации плановых производственных заданий;
сроках доставки сырья и материалов.
Для определения сроков выпуска продукции необходимо иметь сведения о:
величине полученных заказов;
рабочем времени, необходимом для производства продукции по отдельным производственным единицам и агрегатам машин, рассчитанном на основе норм затрат времени;
продолжительности и фазах полного производственного цикла;
производственных мощностях;
фондоемкости и потребности в инструментах для выполнения производственной программы;
наличном парке машин и состоянии машинного оборудования и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.