Информационное обеспечение управления предприятием, страница 17

Для лучшего изучения состава и полготовки рабочей силы на предприятии целесообразно проводить:

анализ набора, использования и причин увольнения рабочих;

фотографию рабочего дня;

социологические исследования;

анализ психологии труда и др.

Очень важное значение имеет информация о работе основного и вспомогательного оборудования, об их эксплуатации и ремонте. Источниками информации являются:

планы профилактического (предупредительного) ремонта;

донесения об авариях;

дневники текущих ремонтов, смазок и т.д.

Эта информация поступает в производственные цехи, к главному механику, в ремонтно-механический цех, в диспетчерскую службу. Информация для планирования эксплуатационно-ремонтных работ разрабатывается в соответствии с производственными потребностями предприятия.

Несвоевременное проведение капитального ремонта приводит обычно к преждевременному выходу из строя действующего оборудования и машин и необходимости замены их новыми.

Подсистема информации о снабженческо-сбытовой деятельности предприятия

Важнейшая задача снабженческо-сбытовой деятельности предприятия состоит в обеспечении производства необходимыми сырьем и материалами, новыми средствами производства и соответствующей системой кооперированных связей. Кроме того, в ее задачи входит также реализация произведенных на предприятии полуфабрикатов и готовой продукции.

Система информации снабженческо-сбытовой деятельности промышленного предприятия (см.рис.11) зависит от:

размера предприятия;

производственного профиля предприятия;

структуры организации производства (вертикальной, горизонтальной или смешанной);

технического уровня производства (доли ручного, механизированного и автоматизированного труда);

серийности производства;

условий реализации на внутреннем и внешнем рынках;

контрактов по реализации продукции контрагентами в своей стране и за рубежом;

системы кооперированных связей;

системы применяемых цен и др.

Ниже мы ограничимся рассмотрением только тех наиболее общих факторов, которые имеют значение разработки подсистемы информации предприятия по снабжению и сбыту.

В процессе разработки комплексной системы информации предприятия в соответствии с отмеченными ранее принципами необходимо, кроме всего прочего, производить оценку и анализ фактических возможностей снабжения и сбыта.

Связь подсистемы информации в области снабжения и сбыта с отдельными хозяйственными органами и производственными подразделениями предприятия многостороння и сложна. Так, служба конъюнктурного исследования и изучения спроса населения представляет (с учетом данных органов информации предприятия) систематическую информацию отделу технического развития предприятия о контактах с покупателями и поставщиками.

Основная информация для отдела материально-технического снабжения и сбыта предприятия поступает от следующих административно-хозяйственных единиц:

данные о спросе покупателей, об условиях реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках – от собственного или внешнего информационного органа конъюнктурных исследований;

информация о реализуемой продукции – от органов управления производственным процессом;

показатели производственных мощностей и плановые данные, необходимые для заключения хозяйственных договоров на поставки, - от производственного отдела и складского хозяйства предприятия;

сведения о заключении договоров на специальные заказы – от производственного, а также от планового отделов предприятия;

информация, связанная с вопросами цен и финансов, - от отдела цен, финансового отдела и главной бухгалтерии.

Данные о ходе процесса производства, о выполнении сроков заказов и договоров представляют органы управления производственным процессом, а данные о готовой продукции и ее оприходовании – склад готовой продукции. Все требования и претензии заказчиков и покупателей к –производимой продукции, подтверждение о получении отгруженных товаров направляются органам снабжения и сбыта предприятия.


Отдел реализации предприятия передает в производственный и другие технические отделы внутренние заказы отдельных цехов и участков, сроки и условия их –выполнения; в склад готовой продукции и в бухгалтерию – копию заказов; в транспортный отдел – распоряжения о перевозках и доставках. Органам, ведущим учет выполнения заказов, отдел реализации передает сведения о договорах на поставку, о возможных изменениях и уточнениях в этих договорах, о готовности продукта к отгрузке, о выполнении заказов и т.д.

Схема потоков информации о реализации продукции предприятия представлена на рис.12.

Рассмотрим круг задач, возникающих при сборе, обработке и использовании информации о снабженческо-сбытовой деятельности предприятия в условиях экономической реформы.


Исследование рынка

Важным условием получения реалистических оценок при планировании размеров производства и ассортимента производимой продукции является использование информации, содержащейся в конъюнктурных исследованиях, для чего необходимо ее предварительно собрать, обработать и своевременно передать в пункты принятия решений. Результаты принятых решений следует учитывать в дальнейшей работе предприятия.

Для успешной деятельности предприятия и поддержания производства на должном уровне оно должно также развивать и совершенствовать конъюнктурные исследования, связанные с материально-техническим снабжением и развитием кооперирования.

Материально – техническое   снабжение   предприятия

  При рассмотрении снабжения предприятия мы не будем разделять снабжение материалами и сырьем и снабжение машинами и оборудованием.

  В связи с расширением коммерческих функций предприятия возрастает потребность в информации об  условиях закупок и заготовок. Особенно важно четкое установление сферы влияния снабженческо-сбытовой деятельности предприятия, тщательное определение потребностей в информации. Основная часть информации о материально- техническом снабжении  поступает от внешних специализированных учреждений; информация о фактических заказах и их выполнении поступает непосредственно от поставщиков.