Для лучшего изучения состава и полготовки рабочей силы на предприятии целесообразно проводить:
анализ набора, использования и причин увольнения рабочих;
фотографию рабочего дня;
социологические исследования;
анализ психологии труда и др.
Очень важное значение имеет информация о работе основного и вспомогательного оборудования, об их эксплуатации и ремонте. Источниками информации являются:
планы профилактического (предупредительного) ремонта;
донесения об авариях;
дневники текущих ремонтов, смазок и т.д.
Эта информация поступает в производственные цехи, к главному механику, в ремонтно-механический цех, в диспетчерскую службу. Информация для планирования эксплуатационно-ремонтных работ разрабатывается в соответствии с производственными потребностями предприятия.
Несвоевременное проведение капитального ремонта приводит обычно к преждевременному выходу из строя действующего оборудования и машин и необходимости замены их новыми.
Важнейшая задача снабженческо-сбытовой деятельности предприятия состоит в обеспечении производства необходимыми сырьем и материалами, новыми средствами производства и соответствующей системой кооперированных связей. Кроме того, в ее задачи входит также реализация произведенных на предприятии полуфабрикатов и готовой продукции.
Система информации снабженческо-сбытовой деятельности промышленного предприятия (см.рис.11) зависит от:
размера предприятия;
производственного профиля предприятия;
структуры организации производства (вертикальной, горизонтальной или смешанной);
технического уровня производства (доли ручного, механизированного и автоматизированного труда);
серийности производства;
условий реализации на внутреннем и внешнем рынках;
контрактов по реализации продукции контрагентами в своей стране и за рубежом;
системы кооперированных связей;
системы применяемых цен и др.
Ниже мы ограничимся рассмотрением только тех наиболее общих факторов, которые имеют значение разработки подсистемы информации предприятия по снабжению и сбыту.
В процессе разработки комплексной системы информации предприятия в соответствии с отмеченными ранее принципами необходимо, кроме всего прочего, производить оценку и анализ фактических возможностей снабжения и сбыта.
Связь подсистемы информации в области снабжения и сбыта с отдельными хозяйственными органами и производственными подразделениями предприятия многостороння и сложна. Так, служба конъюнктурного исследования и изучения спроса населения представляет (с учетом данных органов информации предприятия) систематическую информацию отделу технического развития предприятия о контактах с покупателями и поставщиками.
Основная информация для отдела материально-технического снабжения и сбыта предприятия поступает от следующих административно-хозяйственных единиц:
данные о спросе покупателей, об условиях реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках – от собственного или внешнего информационного органа конъюнктурных исследований;
информация о реализуемой продукции – от органов управления производственным процессом;
показатели производственных мощностей и плановые данные, необходимые для заключения хозяйственных договоров на поставки, - от производственного отдела и складского хозяйства предприятия;
сведения о заключении договоров на специальные заказы – от производственного, а также от планового отделов предприятия;
информация, связанная с вопросами цен и финансов, - от отдела цен, финансового отдела и главной бухгалтерии.
Данные о ходе процесса производства, о выполнении сроков заказов и договоров представляют органы управления производственным процессом, а данные о готовой продукции и ее оприходовании – склад готовой продукции. Все требования и претензии заказчиков и покупателей к –производимой продукции, подтверждение о получении отгруженных товаров направляются органам снабжения и сбыта предприятия.
Отдел реализации предприятия передает в
производственный и другие технические отделы
внутренние заказы отдельных цехов и участков, сроки и условия их –выполнения; в
склад готовой продукции и в бухгалтерию – копию заказов; в транспортный отдел –
распоряжения о перевозках и доставках. Органам, ведущим учет выполнения
заказов, отдел реализации передает сведения о договорах на поставку, о
возможных изменениях и уточнениях в этих договорах, о готовности продукта к
отгрузке, о выполнении заказов и т.д.
Схема потоков информации о реализации продукции предприятия представлена на рис.12.
Рассмотрим круг задач, возникающих при сборе, обработке и использовании информации о снабженческо-сбытовой деятельности предприятия в условиях экономической реформы.
Важным условием получения реалистических оценок при планировании размеров производства и ассортимента производимой продукции является использование информации, содержащейся в конъюнктурных исследованиях, для чего необходимо ее предварительно собрать, обработать и своевременно передать в пункты принятия решений. Результаты принятых решений следует учитывать в дальнейшей работе предприятия.
Для успешной деятельности предприятия и поддержания производства на должном уровне оно должно также развивать и совершенствовать конъюнктурные исследования, связанные с материально-техническим снабжением и развитием кооперирования.
При рассмотрении снабжения предприятия мы не будем разделять снабжение материалами и сырьем и снабжение машинами и оборудованием.
В связи с расширением коммерческих функций предприятия возрастает потребность в информации об условиях закупок и заготовок. Особенно важно четкое установление сферы влияния снабженческо-сбытовой деятельности предприятия, тщательное определение потребностей в информации. Основная часть информации о материально- техническом снабжении поступает от внешних специализированных учреждений; информация о фактических заказах и их выполнении поступает непосредственно от поставщиков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.