При разработке планов предприятия информация поступает от:
– органов управления предприятием о предстоящих целях и задачах предприятия, о директивах вышестоящих органов управления, о возможностях развития и расширения производства, об утвержденных органами управления предприятием проектах плана его развития, о принятых мерах по выполнению планов и т.д.;
– торговых организаций о результатах текущего исследования условий реализации товаров и о предполагаемых изменениях, о фактических заказах и договорных ценах, о сроках поставок, о потребности предприятия в материалах и средствах производства, о фактических отгрузках и т.п.;
– органов инженерно-технического руководства и капитального строительства о предполагаемых увеличениях мощностей предприятия, о возможностях расширения производства и снижения себестоимости производимой продукции и др.;
– финансового отдела о вопросах, связанных с бюджетом предприятия, фактическими издержками производства, выручкой от реализации и т.д.;
– отдела труда и заработной платы предприятия о фактическом положении и возможностях обеспечения производства рабочей силой, фондом заработной платы и т.п.;
– отделов по проведению аналитических и плановых расчетов и обработки данных.
Плановые органы предприятия – основные хозяева подсистемы статистической информации предприятия.
В связи с введением новой системы хозяйственного управления в последнее время большое внимание уделяется вопросам маркетинга. Это связано с тем, что в условиях экономической реформы более развернуто и полнее, чем прежде, проявляются реальные стоимостные факторы и необходимость изучения нужд потребителей.
В сущности, маркетинг представляет собой совокупность методов планирования на предприятии по производству и реализации продукции, ориентированных прежде всего на условия реализации продукции. Перед ним стоит двойная задача: с одной стороны, оказывать влияние на сбыт в соответствии с интересами предприятия, с другой – согласовывать решения, принимаемые руководством предприятия, с запросами потребителей. Следовательно, маркетинг возник из практических потребностей самих предприятий. В настоящее время маркетинг оказывает большое влияние не только на реализацию продукции, но и на планирование, техническое развитие и расширение предприятия.
Маркетинг в широком смысле слова (то есть на
макроэкономическом уровне) постепенно становится категорией управления и
руководства. Маркетинг, как одно из средств управления предприятием, можно
считать таким видом комплексной и подвижной (эластичной) экономической
деятельности, которая основывается на определенных установленных формах и
теоретических принципах организации производства. Составными элементами
маркетинга являются мероприятия, основанные на производственной и коммерческой
политике предприятий и составляющие
единую систему. К мероприятиям в области производственной политики предприятия
в первую очередь относится организация производства в наиболее широком смысле
слова, включая вопросы капиталовложений, выпуска новых видов продукции,
текущего производственного процесса и
т.д.
В таком понимании в функции маркетинга входит сбор, группировка и оценка данных, которые позволяют принять те или иные решения, исходя из условий производства, его развития и расширения. Естественно, что сам производственный процесс в круг решаемых маркетингом проблем не входит. В сферу снабженческо-сбытовой политики предприятия входит исследование возможности и необходимости удовлетворения потребностей предприятия, анализ направления развития потребительского спроса, текущий анализ его периодических изменений, использование рекламы.
Необходимость применения методов маркетинга в управлении предприятием приобретает все большее значение для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, увеличения экспорта, а также расширения ассортимента импорта, включая потребительские товары, которые в известной мере конкурируют с товарами отечественного производства.
Какие изменения в принципах планирования обусловили широкое применение методов и элементов маркетинга в практике планирования и управления предприятием?
Существовавшая ранее форма хозяйственной деятельности промышленных предприятий была основана на жестком плановом распределении товаров и фондов и на централизованном оперативном вмешательстве вышестоящих органов. В производственной программе и планах реализации определялись годовые задания, установленные централизованно (см. рис.7).
Промышленное предприятие не получало систематических данных о фактическом спросе на его товары, об изменении условий реализации. В этих данных предприятие не очень нуждалось и не имело возможности их получить.
После проведения хозяйственной реформы предприятие из органа, только исполняющего централизованные указания, превратилось в самостоятельную хозяйственную единицу, заинтересованную в получении оптимальных прибылей от своей деятельности. Как мы это теперь часто говорим, произошла «трансформация рынка»: «рынок продавцов» превратился в «рынок покупателей». В этих условиях большая часть продукции, подлежащей реализации, должна выдержать критическое суждение потребителей. Все производственные предприятия должны быстро и хорошо усвоить, что им следует преобразовать существовавшие ранее традиционные методы хозяйственной деятельности в соответствии с новыми, возрастающими по отношению к ним требованиями. Одно из основных условий такого преобразования состоит в организации на надлежащем уровне системы информации об условиях реализации продукции и разработка эластичной производственной и коммерческой политики с предприятиями-партнерами (см. рис. 8).
Задача маркетинга состоит в максимальном удовлетворении интересов предприятий, в расширении спроса на их продукцию вне зависимости от того, соответствует ли это интересам потребителей и общества в целом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.