Классификация портов. Количественные показатели работы порта. Эксплуатационные показатели работы порта. Валовая норма обработки судов в порту. Основные требования, правила размещения и погрузки грузов при разработке грузового плана, страница 15

Билет 48 Схемы комплексной механизации, технология добычи и погрузки в суда нерудных строительных материалов.

Песок и ПГС, добываемые со дна реки, грузят в суда с помощью плавучих кранов, землесосов и многочерпаковых снарядов. Процесс добычи и погрузки в суда в большинстве

случаев совмещается и осуществляется по единой технологии. В процессе добычи нередко производят разделение ПГС на отдельные фракции (песок и обогащенный и

сортированный гравий).

Примерно половину минерально-строительных грузов (МСМ) добывают и грузят в суда с помощью гидравлических средств-землесосов, эжекторных, эжекторно-землесосных и

эрлифтных снарядов. Все эти устройства снабжаются средствами обогащения, классификации по фракциям и обезвоживания МСМ.

При содержании в ПГС более 40% гравия и значительной глубине ее залегания используют плав.краны, многочерпаковые и специальные грейферные снаряды. Обогащение и

разделение на фракции ПГС производят с помощью гидроклассификаторов, решеток с гравиесортировочными барабанами и вибрационных грохотов.

Для добычи песка, ПГС применяются установки гидравлического транспорта – землесосы, эжекторные и эрлифтные снаряды, береговые и плавучие гидро - перегружатели.

Они обеспечивают полную механизацию всех перегрузочных операций. Одноко они допускают перемещение лишь ограниченной номенклатуры грузов, требуют значительного

расхода энергии. В гидроперегружателях для перемещения материала с водой (пульпы) используют грунтовые насосы, в эрлифтных перемещение производится за счет подачи  к

приемному концу трубы сжатого воздуха, в эжекторных к приемному устройству с большой скоростью подается через сопло струя рабочей воды.

Билет 49 Понятие варианта работ, схемы механизации, технологической схемы и их взаимосвязь

Перегрузочные работы, выполняемые средствами порта, в зависимости от характера и места производства разделяют на портовые и внепортовые.

Портовые работы включают обработку судов и др. видов транспорта на территории и акватории порта, загрузку и разгрузку судов на причалах клиентуры с использованием технических средств и рабочей силы порта.

Внепортовые (внепристанские) работы – работы, выполняемые на территории др. предприятий, а также на территории порта, если они не связаны с переработкой грузов, перевозимых водным транспортом (уборка территории, погр и выгр вагонов и авто в зимнее время, ремонт контейнеров и др.).

Основные варианты перегрузочных работ в портах: судно-вагон, вагон-судно, судно-склад, склад-судно, вагон-склад, автомобиль-склад, склад-авто, судно-судно, склад-склад, плот-судно.

Вариант, при к-ром груз перегружают непосредственно с одного вида транспорта на др., минуя склад, называется прямым. Например: судно-вагон, судно-автомобиль, судно-судно. Перегрузка по прямому варианту позволяет сократить трудоемкость перегрузочных операций, уменьшить сроки доставки грузов потребителям, сократить потребность в рабочей силе, снизить себестоимость перегрузочных работ и повысить сохранность груза.

Доля груза, проходящего через склад, определяется коэф-том прохождения грузов через склад. Он представляет собой отношение количества груза, перегружаемого через склад, к общему количеству перегруженного на причале груза:

а=суммаGскл/суммаG

Иногда грузы перевозят без производственных перегрузочных операций (перевозки в ж/д вагонах, на паромах, в трейлерах на судах-трейлевозах и т.п.).

Операцией перегрузочного процесса называется его часть, характеризующаяся определенным назначением, выполняемая одним или несколькими рабочими на одном рабочем месте с использованием перегрузочных машин или вручную.

Виды операций:

Судовая – загрузка в судно захватными устройствами, разгрузка или укладка груза в судне, застропка и отстропка груза;

Фронтальная (кордонная) – перемещение груза из судна на причал, в вагон (в зоне действия фронтальной машины) или обратно;

Передаточная – передача груза с фронтальной машины на машину внутрипортового транспорта или наоборот;

Транспортная – перемещение груза машинами внутрипортового транспорта;

Автотранспортная – загрузка и разгрузка автомобилей;

Вагонная;

Складская;

Взвешивание грузов.

Операции бывают основными (захват, перемещение, укладка груза) и вспомогательные (открывание и закрывание люков, сортировка, маркировка).

Элементы операции – отдельные приемы, объединенные в технологические однородные комплексы, для проведения хронометража и разработки нормативов времени.

Схема механизации перегрузочных работ – совокупность перегрузочных машин, устройств, расставленных на причале в определенной последовательности, предназначенных для перегрузки грузов по одному или нескольким вариантам.

Схемы механизации разделяют:

Универсальные – перегрузка разнообразных штучных и навалочных грузов по различным вариантам;

Специализированные – переработка однородных грузов в одном направлении;

Обратимые – как погрузка, так и выгрузка грузов;

Перегрузочный комплекс – сложная специализированная схема механизации с разнообразным высокопроизводительным оборудованием.

В схемах механизации имеется главная подъемно-транспортная машина, к-рая выполняет основную операцию – погрузку или выгрузку груза из судна. В зависимости от типа этой машины все схемы механизации подразделяются на: крановые, конвейерные, пневматические.

Крановые являются универсальными и обратимыми.

Механизированная линия (поток) – последовательная связь основной перегрузочной машины с цепочкой вспомогательных машин по операциям выполняемой работы.

Технологическая схема – конкретный способ выполнения перегрузочного процесса на данной механизированной линии, учитывающей направление перемещения груза, состав и способ выполнения операций, типов машин, устройств и приспособлений, используемых в определенной последовательности в соответствии с вариантом перегрузки груза.

При одном и том же варианте работ возможна перегрузка груза по нескольким технологическим схемам. (например: трюм-кран-склад, трюм-кран-погрузчик-склад).

В зависимости от назначения и места работы перегрузочное оборудование бывает: фронтальные машины, тыловые, машины внутреннего транспорта, трюмные машины.

50 Способы выполнения перегрузочных работ и их характеристика

Выделяют следующие способы выполнения перегрузочных работ: ручной, механизированный, комплексно – механизированный, автоматизированный.

    Ручной способ:  все операции по перемещению груза выполняются вручную или с применением простейших приспособлений (тачки, тележки, вагонетки).

   Механизированный способ: при перегрузочных работах хотя бы одна операция выполняется машиной. Обычно в таких случаях груз перемещают машинами, а формирование

пакетов выполняется вручную.

     Комплексно – механизированный способ: все работы выполняются при помощи перегрузочных машин, а роль человека сводится к управлению различными машинами и

выполнению вспомогательных работ, не требующих тяжелого ручного труда. Перечень этих работ определен ведомственными инструкциями. На речном транспорте к ним относятся:

 застропка, отстропка груза; работа сигнальщиков; открывание и закрывание люков судов, дверей вагонов; крепление груза; уборка сепарации; установка приспособлений

управления соплами пневмоустановок; зачистка трюмов судов, вагонов. Условно принято, что все указанные способы должны выполнять не более 3 человек.

       Автоматизированный способ: является высшей степенью механизации. Он освобождает человека от выполнения всех операций перегрузочного процесса кроме пуска машин

в действие и наблюдения за работой специальных устройств. Автоматизация перегрузочных работ может быть частичной и полной. При частичной отдельные операции по

управлению перегрузочными машинами не автоматизированы о осуществляются операторами (добыча,  транспортировка, загрузка и выгрузка из судна нсм).