Влияние налоговых рисков на предпринимательскую деятельность на территории Сибирского федерального округа, страница 9

Вероятность доначисления на выездных налоговых проверках для организаций сдающих не «нулевую» отчетность, в %

Размер доначислений по итогам выездных налоговых проверок на 1 организацию сдающую не «нулевую» отчетность, тыс. руб.

Вероятность доначисления по итогам ВНП на 1 организацию сдающую не «нулевую» отчетность и не являющуюся плательщиком УСН, в %

Размер доначислений по итогам ВНП на 1 организацию сдающую не «нулевую» отчетность и не являющуюся плательщиком УСН, тыс. руб.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

0,8

90,6

2,6

128

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

1,0

72,7

3,0

108

 Республика Алтай

1,4

33,0

2,6

40

 Республика Бурятия

2,0

40,1

5,6

77

 Республика Тыва

6,3

100,2

9,5

121

 Республика Хакасия

1,4

91,8

3,2

159

 Алтайский край

1,1

40,0

3,4

64

 Красноярский край

1,0

141,3

3,6

220

 Иркутская область

1,5

69,2

3,5

96

 Кемеровская область

1,2

117,8

2,9

181

 Новосибирская область

0,3

43,5

1,2

61

 Омская область

1,4

73,7

3,1

110

 Томская область

1,2

45,5

4,1

72

Забайкальский край

2,4

103,7

6,2

167

На территории Сибирского федерального округа в 2008 году было проведено 4 тыс. выездных налоговых проверок 3,7 тыс. индивидуальных предпринимателей из 526 тыс. состоящих на учете (доля охвата 0,7%), при этом 99,8% проверок выявили нарушения. Общая сумма дополнительных начислений по итогам выездных налоговых проверок физических лиц составила почти 2,9 млрд. руб. Размер доначислений в расчете на 1 результативную выездную налоговую проверку физического лица составил 725 тыс. руб. (770 тыс. руб.. – в целом по России).

Сведения о вероятности доначисления на выездных налоговых проверках физических лиц федерального округа, а также средний размер доначислений по итогам 2008 года представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Налоговые риски выездных налоговых проверок физических лиц Сибирского федерального округа в 2008 году

Вероятность доначисления на выездных налоговых проверках для индивидуальных предпринимателей, в %

Размер доначислений по итогам выездных налоговых проверок в расчете на 1 зарегистрированного индивидуального предпринимателя, тыс. руб.

Вероятность доначисления по итогам ВНП на 1 индивидуального предпринимателя не являющегося плательщиком УСН, в %

Размер доначислений по итогам ВНП в расчете на 1 индивидуального предпринимателя, не являющегося плательщиком УСН, тыс. руб.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

0,68

5,4

1,2

9,4

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

0,70

5,5

1,4

11,1

 Республика Алтай

1,25

2,0

1,2

2,0

 Республика Бурятия

0,66

2,5

2,7

10,0

 Республика Тыва

2,64

3,3

8,3

10,5

 Республика Хакасия

0,22

1,2

1,0

5,7

 Алтайский край

0,50

3,9

1,4

11,2

 Красноярский край

0,80

3,7

1,9

8,9

 Иркутская область

0,94

8,5

1,8

16,3

 Кемеровская область

0,38

6,1

0,7

11,8

 Новосибирская область

0,53

9,5

0,5

8,7

 Омская область

0,46

2,4

1,2

6,2

 Томская область

0,92

2,1

1,9

4,3

Забайкальский край

1,31

15,6

4,8

57,4

Основная сумма доначислений по итогам выездных налоговых проверок налогоплательщиков Сибирского федерального округа приходится на НДС (41%), налог на прибыль организаций (35%), налог на доходы физических лиц (13,8%), а также на единый социальный налог (3%). При этом более 67% всех доначислений по НДФЛ было произведено налоговым агентам, производящим удержанием сумм налога.


3. Влияние налоговых рисков на ведение предпринимательской деятельности

Провести точную оценку воздействия налоговых рисков на предпринимательскую деятельность в современных условиях достаточно сложно. Связано это как с отсутствием соответствующей информационно-статистической базы, так и с тем, что не все аспекты этого влияния могут быть оценены количественно, а некоторые имеют лишь косвенное воздействие.

Однако, проведенный анализ деятельности налогоплательщиков Сибирского федерального округа показал, что многие из них пытаются использовать различные методы управления налоговыми рисками, использование которых вносит коррективы в различные аспекты их функционирования.

Статья 122 НК РФ предполагает привлечение к ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. В связи с чем, в случае наличия переплаты у налогоплательщика он может быть освобожден от привлечения от ответственности предусмотренного указанной статьей, т.е. в размере от 20 до 40% от неуплаченной суммы налога.

В связи с чем, многие налогоплательщики сознательно идут на обеспечение некоторого уровня переплаты, создавая так называемую «налоговую подушку безопасности».