Влияние налоговых рисков на предпринимательскую деятельность на территории Сибирского федерального округа, страница 12

Анализ масштабов использование метода «коррупционного сговора» для снижения налоговых рисков на территории Сибирского федерального округа в данном исследовании не проводился. Но, приходится констатировать, что, несмотря на переход на функциональную организационную структуру и автоматизацию значительного числа административных процедур, отдельные направления деятельности налоговых органов несут в себе потенциальную возможность для коррупционного сговора (например, при проведении выездных налоговых проверок). Кроме того, «социальные источники» налоговых рисков могут подталкивать отдельных налоговых инспекторов к поиску «административной ренты», а установление «необоснованного плана» доначислений к необоснованным «придиркам». При этом, зная об указанных «социальных источниках», некоторые налогоплательщики до сих пор сознательно идут на небольшое нарушение, надеясь на получение акта проверки с приемлемыми для них суммами доначислений, сразу раскрывая его величину и суть. Однако, говорить о законности подобного метода, безусловно, не приходится.


Заключение

Использование рассмотренных методов управления налоговыми рисками налогоплательщиками Сибирского федерального округа позволяет несколько снизить их негативное воздействие на предпринимательскую деятельность, однако приводит к целому ряду системных искажений и дополнительных невосполнимых потерь.

Задача поиска оптимального соотношения налоговых рисков «власти» и «бизнеса» предполагает осуществление комплексной налоговой политики, включающей мероприятия по снижению налоговых рисков.

Как показало проведенное исследование, в современных условиях приоритетными направлениями государственной налоговой политики по снижению налоговых рисков являются:

1.  Совершенствование общего и специального налогового законодательства. Прежде всего, это касается порядка исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль организаций.

2.  Обеспечение максимальной информационной открытости государственных органов в вопросах налогообложения, в том числе в части информирования о порядке исчисления и уплаты налогов, незаконных налоговых схемах, случаях получения необоснованной налоговой выгоды, принципах и методах отбора налогоплательщиков для проверки, налоговых проблемах контрагентов.

3.  Установление порядка возмещения убытков налогоплательщиков, причиненных неправомерными действиями налоговых органов, в т.ч. приостановление операций по счетам, несвоевременное принятие решений.

4.  Создание институциональных условий для развития налогового аудита и консалтинга, в т.ч. за счет установления возможности использования аудиторского заключения при планировании налоговых проверок, совершенствования системы страхования их предпринимательских рисков.

5.  Информатизация налоговых отношений, в т.ч. за счет расширения электронного сервиса, разработки и бесплатного обеспечения налогоплательщиков специализированными программными продуктами.

6.  Снижение административной налоговой нагрузки для «малого бизнеса», в т.ч. за счет снижения и упрощения отчетности, более жестких ограничений по проведению выездных налоговых проверок. При этом необходимо уточнение критериев для применения упрощенной системы налогообложения в целях исключения возможности ее использования не субъектами малого предпринимательства (например, реализация принципа создания только одной компании на упрощенной системы налогообложения, либо нескольких, но с ограничениями рассчитанными на всех).

Литература

  1. Куницын Д.В., Куницына Е.М. Налоговая реформа и налоговые риски.// Сибирская финансовая школа, 2008 №5, с. 76-84.
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».// Вестник ВАС РФ, № 12, декабрь, 2006.
  3. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 9299/08.// Вестник ВАС РФ, 2009, № 3
  4. Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».// Экономика и жизнь, № 23, июнь, 2007.

Tax risk influence on enterprise activity in territory of the Siberian federal district

D.V. KunitsynSiberian Academy for Public Administration

In article the basic sources tax are submitted to risk of conducting enterprise activity, the tax risks under the VAT and the tax to profit of the organizations is opened, and also at application of the simplified system of the taxation and the uniform presumptive income tax. On the basis of the statistical tax reporting the estimation is submitted to risk of the tax control for various subjects of enterprise activity in territory of the Siberian federal district. In article the estimation of use of various methods of management by tax risks, their consequences for business, and also offers on perfection of the state tax policy on decrease of negative influence tax risk on enterprise activity is resulted.

Key words - a tax policy, tax risks, tax regulation, business activity



[1] Данный налог был установлен Федеральным законом от 21.07.1997 №120-ФЗ, который утратил силу 01.01.2003 года

[2] Данный налог был установлен с 01.01.2001 года и прекращает свое действие 31.12.2009 года

[3] Данная возможность появилась с принятием Федерального закона от 26.11.2008 №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Рассчитана как 20% от суммы заниженного налога, а также 5 тыс. руб. за каждый факт нарушения

[5] Данные представлены по итогам работы налоговых органов за 2007 год