Влияние налоговых рисков на предпринимательскую деятельность на территории Сибирского федерального округа, страница 8

Так, в 2008 году налогоплательщики Сибирского федерального округа уточнили более 19 тыс. налоговых деклараций после получения ими требований о представлении документов, увеличив налоговые обязательства на 2,5 млрд. руб., что составляет 34,4% от размера доначислений по камеральным проверкам. Кроме того, налогоплательщиками были уточнены отдельные показатели, отраженные в декларациях прямо не влияющие на размер исчисленных по итогам налогового периода налогов. В частности уточненных деклараций по налогу на прибыль организаций, уменьшающих сумму убытка, заявленного налогоплательщиков в 2008 году было представлено на сумму почти 330 млн.руб.

Аналогично, после получения уведомлений с требованием о предоставлении пояснений в 2008 году налогоплательщики Сибирского федерального округа уточнили почти 82 тыс. налоговых деклараций, увеличив налоговые обязательства на 5,4 млрд. руб., что составляет 74,3% от размера доначислений по камеральным проверкам. Кроме того, сумма уменьшенного убытка по налогу на прибыль организаций составила 5,3 млрд. руб.

При этом основная доля уточненных налоговых обязательств приходится на НДС и налог на прибыль. На их долю в целом по округу приходилось более 55% всех уточнений (в целом по России – 97%). При этом особенности процедуры проведения камеральных проверок обуславливают то, что после получения требования о представлении документов налогоплательщиками уточняется в основном НДС (по округу - 54%), а при получении требования о предоставлении пояснений – налог на прибыль организаций (по округу - 45%).

Сведения о вероятности доначисления при осуществлении камеральных проверок организаций и физических лиц Сибирского федерального округа, а также средний размер доначислений по итогам 2008 года представлены в таблице 1.

Всего на территории Сибирского федерального округа в 2008 году было проведено 8,3 тыс. выездных налоговых проверок 7,9 тыс. организаций из 544,9 тыс. состоящих на учете (доля охвата 1,45%), в том числе 8,1 тыс. оказались результативными (97,8%).

Доля проверенных в 2008 году крупнейших налогоплательщиков Сибирского федерального округа составила 49,4%. Все выездные налоговые проверки данной категории налогоплательщиков выявили нарушения.

По итогам выездных налоговых проверок организаций Сибирского федерального округа в 2008 году было доначислено сумм налогов, штрафов, пени на общую сумму 28,4 млрд. руб. По проверкам крупнейших налогоплательщиков было доначислено около 12, 4 млрд. руб. (43,6% от общего объема доначислений). Размер доначислений в расчете на 1 результативную выездную налоговую проверку организаций превысил 3,5 млн. руб. (4,7 млн. руб. – в целом по России).

Следует отметить, что большая доля организаций, проверенных на выездных налоговых проверках в 2008 году была отобрана на основе критериев оценки риска, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 года ММ-3-2/467@ [см. 4]. Так, на долю таких проверок пришлось 63,3% от общего числа, а также 61,1% от общей величины доначислений.

Таблица 1 – Налоговые риски камеральных налоговых проверок налогоплательщиков Сибирского федерального округа в 2008 году

Вероятность доначисления для организаций и физических лиц, в %

Размер доначислений на 1 камеральную проверку, тыс. руб.

Размер доначислений в расчете на 1 организацию и предпринимателя, тыс. руб.

Доля проверок с уточненными декларациями увеличивающими налоги, в %

Размер уточненных налогов в ходе камеральных проверок в расчете на 1 организацию и предпринимателя, тыс. руб.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

4,8

1,7

12,2

1,43

11,2

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

5,1

0,9

6,8

1,27

7,4

 Республика Алтай

4,9

1,7

10,9

1,16

2,7

 Республика Бурятия

4,2

0,8

6,0

1,63

8,4

 Республика Тыва

13,7

1,2

9,1

0,68

5,0

 Республика Хакасия

6,1

0,5

4,2

2,22

5,5

 Алтайский край

4,8

0,7

5,4

1,01

4,7

 Красноярский край

5,8

1,3

10,9

0,96

9,1

 Иркутская область

4,5

0,9

7,0

1,22

5,9

 Кемеровская область

5,9

0,8

7,1

1,93

21,2

 Новосибирская область

4,4

0,9

4,0

1,60

4,3

 Омская область

3,9

0,9

7,4

1,09

4,5

 Томская область

6,0

0,6

5,6

0,55

2,6

Забайкальский край

5,4

1,2

10,1

1,37

13,5

Необходимо отметить, что размеры доначислений по итогам выездных налоговых проверок организаций значительно различаются в зависимости от проверяемого налогоплательщика. Однако, основная доля выездных налоговых проверок заканчивается с результатом в диапазоне от 100 до 500 тыс. руб. (31,4%), от 1 до 10 млн. руб. (23,8%) и от 0 до 50 тыс. руб. (17,1%).

Сведения о вероятности доначисления при осуществлении выездного налогового контроля организаций Сибирского федерального округа, а также средний размер доначислений по итогам 2008 года представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Налоговые риски выездных налоговых проверок организаций Сибирского федерального округа в 2008 году