Влияние налоговых рисков на предпринимательскую деятельность на территории Сибирского федерального округа, страница 7

Применение единого налога на вмененный доход является обязательным для видов деятельности, которые переведены на него на соответствующей территории в соответствии с нормативным правовым актом городского округа или муниципального района. При этом организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, а в отдельных случаях по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Однако, в ходе осуществления предпринимательской деятельности могут возникнуть сложности с установлением факта необходимости перевода деятельности на единый налог на вмененный доход, обусловленные особенностями ведения деятельности и договорных отношений (услуги по перевозке пассажиров или по передаче в аренду транспортного средства с экипажем, услуги по перевозке грузов в торговле, размещение рекламы внутри объектов торговли, реализация товаров по образцам и каталогам, посредническая деятельность, розничная или оптовая торговля, оказание бытовых услуг населению), а также превышением лимитов, установленных для обязательного перехода на единый налог на вмененный доход (площадь магазина, состоящего из нескольких торговых залов), что может привести к соответствующим негативным последствиям.

2. Наличие нескольких видов деятельности, попадающих под единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Особенности договорных отношений могут вызывать сложности также с определением наличия одного или нескольких видов деятельности, попадающих под единый налог на вменены доход (розничная продажа товаров с дополнительными услугами по сборке, доставке, настройке, заточки, услуги по проведению досуга в организациях общественного питания).

3. Раздельный учет по единому налогу на вмененный доход, а также при совмещении с иными режимами налогообложения.

В случае осуществления деятельности, подпадающей под различные налоговые режимы, возникает обязанность по раздельному учету отдельных показателей (доходы, расходы, имущество, работники и их заработная плата, суммы входного НДС и др.). При этом налоговое законодательство по многим вопросам раздельного учета не содержит каких-либо рекомендаций и пояснений.

4. Определение физических показателей для исчисления единого налога на вмененный доход

Неправильное определение размера физического показателя, используемого для расчета единого налога на вмененный доход, может привести к серьезным налоговым последствиям не только в силу того, что сумма единого налога будет определена не верно, но также вследствие того, что это может привести к изменению режима налогообложения (розничная торговля и т.д.). Неточность может быть обусловлена ошибками измерения (отсутствие в паспорте транспортного средства информации о посадочных местах), не включением отдельных показателей (проезды и проходы на стоянках, площадь земельного участка на многоуровневой стоянке, транспортные средства, находящиеся в ремонте или обслуживающие самого налогоплательщика), использованием показателя отличного от искомого (данные о фактической площади торгового зала, а не указанные в правоустанавливающих документах; уменьшение площади на помещения, которые не могут эксплуатироваться), а также неправильной квалификацией вида деятельности и соответственно определения базовой величины физического показателя(розничная торговля с показателем площадь торгового зала или торговое место, розничная торговля или услуги общественного питания при реализации полуфабрикатов, торговле кулинарной продукцией через торговые автоматы).


2. Оценка величины налоговых рисков на территории Сибирского федерального округа

Одними из наиболее существенных видов риска для налогоплательщиков являются риски налогового контроля.

В 2008 году в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) Сибирского федерального округа было проведено около 8 млн. камеральных проверок, при этом более чем в 408 тыс. проверок (5,1%) были выявлены нарушения налогового законодательства. В расчете на одного налогоплательщика в течение года в среднем по округу проводилось 7,4 камеральные проверки.

При этом наибольшее количество камеральных проверок приходится на проверки страховых взносов (18,5% от общего количества проверок по округу), единому налогу на вмененный доход (17,3%), НДС (11,9%), упрощенной системы налогообложения (11,0%), единому социальному налогу (10,1%), налогу на прибыль организаций (8,3%) и налогу на имущество организаций (7,6%).

Наибольшая часть результативных проверок приходится на камеральные проверки по единому налогу на вмененный доход (24,2%), НДС (16,5%), упрощенной системе налогообложения (10,3%), единому социальному налогу (7,4%), налогу на прибыль организаций (7%).

По итогам проведения камеральных налоговых проверок налогоплательщиков Сибирского федерального округа было доначислено 7,3 млрд. руб. Средняя величина доначислений по итогам камеральных проверок в расчете на 1 организацию, состоящую на учете в налоговых органах, а также индивидуального предпринимателя составила 6,8 тыс. руб. (в целом по России – 12,2 тыс. руб.).

При этом основные суммы доначислений приходятся на камеральные проверки по НДС (34,3%), единому социальному налогу (29,8%) и налогу на прибыль организаций (15,5%).

В процессе проведения камеральных налоговых проверок многие налогоплательщики после получения ими требований о представлении документов, либо после получения ими уведомлений с требованием о предоставлении пояснений представляют уточненные декларации, увеличивающие налоговые обязательства.