1. Ограничения по переходу и применению упрощенной системы налогообложения
Установленные ст. 346.12 Налогового кодекса РФ ограничения для перехода и применения упрощенной системы налогообложении могут являться источником риска в случае, если они нарушаются или могут быть нарушены (превышение лимита участия юридических лиц в уставном (складочном) капитале юридических лиц, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, численности работников или дохода, создание филиала или представительства, появление вида деятельности лишающего права на применение упрощенной системы налогообложения). При этом наличие имевших место нарушений может быть установлено налоговыми органами в ходе осуществления контрольной работы, а несоблюдение ограничений в процессе осуществления деятельности может быть обусловлено неправильным определением отдельных показателей (дохода, стоимости основных средств, численности работников). Поскольку упрощенная система налогообложения часто используется для снижения размера налогов далеко не малыми предприятиями при создании различных схем, основанных на разделении бизнеса, то в подобной ситуации всегда существует риск признания незаконными факта перехода на упрощенную систему налогообложения.
2. Объект налогообложения
Правильный выбор объекта налогообложения (доходы, доходы минус расходы) может оказать существенное воздействие на будущий уровень налоговой нагрузки у налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения. К сожалению, в момент планирования будущей предпринимательской деятельности могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, которые не позволят сделать правильный выбор. Так, в настоящее время Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы». Однако, информация о законотворческой деятельности могла дойти до налогоплательщиков с опозданием, а поменять объект налогообложения можно будет только с начала нового налогового периода.[3] Кроме того, изменившиеся социально-экономические условия могут привести к неправильному выбору изначально оптимального решения.
3. Переход на упрощенную систему налогообложения с иных режимов и обратно.
Переход на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и обратно может стать проблемой для признания доходов и расходов в том или ином режиме, поскольку не все вопросы урегулированы в налоговом законодательстве (получение оплаты в период применения УСН, но по товарам, отгруженным в период применения ЕНВД; затраты по товарам, приобретенным на ЕНВД, но использованным в период применения УСН).
4. Реализация основных средств
Изменение условий ведения предпринимательской деятельности может привести к необходимости продажи основных средств, приобретенных для предпринимательской деятельности, что приводит к необходимости уточнения расходов по ним, в случае если с момента учетов расходов не пришло 3 лет (для основных средств со сроком полезного использования не более 15 лет) или 10 лет (для основных средств со сроком полезного использования более 15 лет). При этом, возможности уменьшения доходов от реализации основных средств, осуществленной в ходе применения упрощенной системы налогообложения, на остаточную стоимость реализованных основных средств ст. 346.16 Кодекса не предусмотрено.
5. Дата и порядок признания дохода
Поскольку налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, признают доходы по кассовому методу, то некоторые сложности могут возникнуть в части налогообложения авансов полученных (при их возврате, расторжении договора).
6. Дата и порядок признания расходов
Учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для последующей продажи, имеет свои особенности. Эти расходы признаются лишь по мере реализации таких товаров. При этом, по мнению финансовых и налоговых органов дополнительным условием оговаривается факт получения оплаты за реализованные товары, чего прямо не установлено в законодательстве.
Налоговые риски при использовании единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
В свое время решение о введении в Российской Федерации единого налога на вмененный доход было обусловлено единственной целью – пресечение фактов уклонения от уплаты в тех видах деятельности, которые сложно поддаются контролю со стороны государства. Благодаря подобной акции частично этого удалось достичь, однако появились новые проблемы, осложняющие ведение предпринимательской деятельности и выражающиеся не только в сложности учета или дополнительных налоговых обязанностях, но также в появлении двойного налогообложения, а также в фактическом прекращении отдельных видов деятельности.
Проводимая в последнее время либерализация законодательства по ЕНВД частично сняла напряженность по некоторым, но далеко не всем вопросам.
1. Признание лица налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.