Организационные структуры управления предприятием и их эффективность. Сущность организационных структур управления предприятием, страница 5

Применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям(телекоммуникационные компании, авиакосмическое предприятие). Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Достоинства:  гибкость, ускорение внедрения инноваций, эффективная реализация проектов.

Недостатки: сложность информационных связей, наличие двойного подчинения, сложность структуры, возникновение конфликтов [8, с.74].

Дивизиональная организационная структура - распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам, создаются свои подразделения по производству, снабжению, сбыту.

Рассмотрим дивизиональную структуру управления на рисунке 7.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/151/ac2c896ba5.jpg

Рисунок 7 - Дивизиональная структура управления [8, с.178]

Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции, для географического расширения рыночных зон, для удовлетворения спроса. Используется в крупных фирмах (Сбербанк, Русский Алюминий, Сoca-Cola,).

Достоинства: обеспечивает высокую эффективность в  отдельных подразделений, разгрузка вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач.

Недостатки: Сложность информационных связей, рост расходов на управленческий персонал [8, с.75].

Множественная  - которая объединяет различные структуры на разных ступенях управления.   Крупные предприятия, где сочетают виды структур управления, т.е. используют множественные структуры. Например, филиальная структура управления применяется для всего предприятия, а в филиалах - линейно-функциональная [8, с.76].

Надеюсь, в будущем появится еще больше структур управления, где каждая будет отвечать потребностям определенному предприятию, а так же структуры управления будут простыми и гибкими.

1.3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

          Совершеннее структура управления, следовательно - эффективнее и результативнее работа предприятия. Для этого необходимо соблюдать:

Оптимальность – число ступеней управления довести до минимума. Чем меньше ступеней, тем эффективнее управление.

Экономичность – оптимальное разделение управленческого труда.

Оперативность – быстро принимать управленческие решения. С учетом этого требования следует распределять права и ответственность.

При совершенствовании организационной структуры управления нужно получить чёткие, однозначные ответы на следующие вопросы:

- соответствует ли структура управления основным целям, стоящим перед производственной системой (хозяйственным органом) - целям функционирования и развития;

- существуют ли чёткие целевые функции у всех её структурных подразделений, закреплённые за ними документально наряду с ответственностью и правами;

- обеспечивает ли организационная структура решение задач устойчивых и эффективных связей предприятия с рыночными структурами;

- соответствует ли профессионально-квалификационная структура кадров управления характеру организационной структуры управления и необходимости эффективного решения задач;

- обеспечивает ли структура управления оперативное движение информации, эффективность принятия и реализации управленческих решений, контроль их действенности, то есть технологию управления.

На эффективность деятельности организации влияют сразу три фактора:

- реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;

- политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;

- полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем и высшем).

Основные элементы организационной структуры управления - состав и структура функций управления; количество работников для реализации каждой управленческой функции; профессионально-квалификационный состав работников аппарата управления; состав самостоятельных структурных подразделений; количество уровней управления и распределение работников между ними; порядок информационных связей.

Из этого следует, что чем совершеннее организационная структура управления, тем эффективнее воздействие управления на процесс производства (оказания услуг).