Организационные структуры управления предприятием и их эффективность. Сущность организационных структур управления предприятием, страница 3

Бюрократический тип – рациональность, ответственность и иерархичность,   жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют:

- четкое разделение труда, использование квалифицированных специалистов;

- иерархичность управления, где нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

-  наличие правил и норм, обеспечивающих выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

- дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;

- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Эффективен в крупных, сверхкрупных организациях, где нужно обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Помогает в  решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Но есть недостатки: нет роста потенциала людей, используют часть способностей, которая нужна для выполняемой работы, а так же нет возможности управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы.

Органический  тип структур управления - проводит радикальные изменения, к приспособляемости организации к реальной действительности, где импровизация ценится выше, чем планирование. Имеет высокую гибкость, меньшую связанность нормами и правилами, использование в качестве базы групповой организации труда Решения принимаются на основе обсуждения, а не держатся на традициях, авторитете, правилах; доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции; главные факторы - миссия и стратегия развития организации; творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией; правила работы формулируются в виде принципов, а не установок;  распределение работы между сотрудниками - не их должностями, а характером решаемых проблем; готовность к проведению прогрессивных изменений. Происходят изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.

Существует несколько видов организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, матричная,  дивизиональная, множественная. [10, с.97].

Линейная структура управления [9, с.36]. Для этой структуры  характерна вертикаль: высший руководитель - линейный руководитель (подразделения) — исполнители.

Во главе подразделения находится руководитель, осуществляет руководство подчиненным  персоналом, имеет все функции управления, его решения обязательны для выполнения подчиненными работниками, сам - подчинен вышестоящему руководителю.

Рассмотрим линейные структуры управления на рисунке 1.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/151/9def70a42b.jpg

Рисунок 1 – Линейная структура управления [8, с.177]

Здесь иерархия руководителей, например: мастер участка, старший мастер участка, начальник цеха, директор предприятия, т.е. сосредоточение в одних руках всех функций руководства. В этой структуре вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Эта структура подходит для простых форм организаций, хорошо работает в малых и средних предприятиях (парикмахерских, ателье, мастерских по ремонту бытовых приборов, кафе или небольших столовых и др.), многое зависит от авторитета и  от профессионализма руководителя. Эта структура  логическая, определенная, не гибкая [8, с.71].

Преимущества: простота, конкретность заданий(каждый ответственен за выполнение определенного задания), оперативность и точность управленческих решений, стимулирование развития компетентности.

Недостатки:  эффективна только на небольших предприятиях с минимальной специализацией, несложной технологией, сильная загрузка руководителя, высокие требования к его квалификации, увеличенное время прохождения информации, малая гибкость.

По мере роста предприятия, линейная структура преобразуется в линейно-штабную.