Бюрократический тип – рациональность, ответственность и иерархичность, жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют:
- четкое разделение труда, использование квалифицированных специалистов;
- иерархичность управления, где нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
- наличие правил и норм, обеспечивающих выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
- дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;
- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Эффективен в крупных, сверхкрупных организациях, где нужно обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Помогает в решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Но есть недостатки: нет роста потенциала людей, используют часть способностей, которая нужна для выполняемой работы, а так же нет возможности управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы.
Органический тип структур управления - проводит радикальные изменения, к приспособляемости организации к реальной действительности, где импровизация ценится выше, чем планирование. Имеет высокую гибкость, меньшую связанность нормами и правилами, использование в качестве базы групповой организации труда Решения принимаются на основе обсуждения, а не держатся на традициях, авторитете, правилах; доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции; главные факторы - миссия и стратегия развития организации; творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией; правила работы формулируются в виде принципов, а не установок; распределение работы между сотрудниками - не их должностями, а характером решаемых проблем; готовность к проведению прогрессивных изменений. Происходят изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.
Существует несколько видов организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, матричная, дивизиональная, множественная. [10, с.97].
Линейная структура управления [9, с.36]. Для этой структуры характерна вертикаль: высший руководитель - линейный руководитель (подразделения) — исполнители.
Во главе подразделения находится руководитель, осуществляет руководство подчиненным персоналом, имеет все функции управления, его решения обязательны для выполнения подчиненными работниками, сам - подчинен вышестоящему руководителю.
Рассмотрим линейные структуры управления на рисунке 1.
Рисунок 1 – Линейная структура управления [8, с.177]
Здесь иерархия руководителей, например: мастер участка, старший мастер участка, начальник цеха, директор предприятия, т.е. сосредоточение в одних руках всех функций руководства. В этой структуре вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Эта структура подходит для простых форм организаций, хорошо работает в малых и средних предприятиях (парикмахерских, ателье, мастерских по ремонту бытовых приборов, кафе или небольших столовых и др.), многое зависит от авторитета и от профессионализма руководителя. Эта структура логическая, определенная, не гибкая [8, с.71].
Преимущества: простота, конкретность заданий(каждый ответственен за выполнение определенного задания), оперативность и точность управленческих решений, стимулирование развития компетентности.
Недостатки: эффективна только на небольших предприятиях с минимальной специализацией, несложной технологией, сильная загрузка руководителя, высокие требования к его квалификации, увеличенное время прохождения информации, малая гибкость.
По мере роста предприятия, линейная структура преобразуется в линейно-штабную.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.