Организационные структуры управления предприятием и их эффективность. Сущность организационных структур управления предприятием, страница 2

Организационная структура управления – это документ, который схематически отражает состав, соподчиненность,   распределение работ, взаимодействие  между управленческими органами и подразделениями предприятия, где происходят определенные отношение по потоку информации и команд [2, с. 83]. 

Она определяет внутри организации распределение полномочий и ответственности. Проектирование организационных структур управления связано с определением:

- степени централизации и децентрализации функций, числа уровней управления;

- состава и содержания функций управления;

- функций каждого звена всех уровней;

- подчиненностью между звеньями;

- числа линейных и функциональных звеньев каждого уровня [2, с.83].

Выбор организационной структуры управления зависит от целей, от стратегических планов, от организационно-правовой формы предприятия, от сферы деятельности (тип выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент), от масштабов предприятия (объем производства, численность персонала), от сложности производства, от рынков, на которые выходит предприятие в процессе хозяйственной деятельности, от используемых технологий и информационных потоков внутри и вне фирмы, от обеспеченности ресурсами, от подразделений организации, от организации труда, от организации с людьми. Также  от  взаимодействия организации с внешней средой [4, с.32].

К любой организационной структуры управления предъявляются требования:

- направленность на достижение цели;

- согласование    интересов    (введение   в  структуру  юридической, социологической, кадровых служб, организации советов трудового коллектива);

- перспективность;

- способность   к  развитию  (из-за  постоянного  совершенствования производства, внешних факторов);

- экономичность   (способствовать    производительности    труда, рациональному процессу управления);

- индивидуализация (творческий потенциал) [4, с.34].

Нужно соблюдать норму управляемости – это допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю, т.к. рост количества подчиненных приведет к увеличению обязанностей руководителя, это ослабит контроль за работой подчиненных. Существуют два подхода определения нормы управляемости: опытно-статистический, расчетно-аналитический.

Опытно-статистический подход - основан на методе аналогий, сравнение штатной численности персонала со штатной численностью аналогичной структуры.   Он прост, поэтому распространен,  не требует особых затрат труда.

Расчетно-аналитический – основан на анализе факторов: затраты рабочего времени, количество взаимосвязей (общие взаимоотношения, взаимоотношения руководителя с отдельными работниками, между подчиненными), объем информации, характер работ. Для общего количества связей используют уравнение:

                                                                            (1)

где C – количество связей;

N – количество подчиненных.

А норма управляемости линейного руководства зависит от типа производства продукции: мелкосерийного, единичного, массового, крупносерийного. В отраслевых перечнях указаны нормы управляемости , которые используются при определенном типе производства [9, с.36].

Схема организационной структуры управления имеет статическое положение  подразделений, должностей и характер связи между ними.

Различают связи: линейные - административное подчинение,          функциональные  - по сфере деятельности без прямого административного подчинения, межфункциональные - между подразделениями одного и того же уровня.

Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. Предприятие создается как иерархическая структура.

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Рассмотрим классификации организационных структур управления предприятием. По признаку делятся: по внешнему виду иерархии; по видам дробления; по степени централизации; по степени сложности; по степени детализации и по степени реагирования на внешнюю среду.

Типы   управления     организацией: бюрократический и органический.