Организационная структура управления – это документ, который схематически отражает состав, соподчиненность, распределение работ, взаимодействие между управленческими органами и подразделениями предприятия, где происходят определенные отношение по потоку информации и команд [2, с. 83].
Она определяет внутри организации распределение полномочий и ответственности. Проектирование организационных структур управления связано с определением:
- степени централизации и децентрализации функций, числа уровней управления;
- состава и содержания функций управления;
- функций каждого звена всех уровней;
- подчиненностью между звеньями;
- числа линейных и функциональных звеньев каждого уровня [2, с.83].
Выбор организационной структуры управления зависит от целей, от стратегических планов, от организационно-правовой формы предприятия, от сферы деятельности (тип выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент), от масштабов предприятия (объем производства, численность персонала), от сложности производства, от рынков, на которые выходит предприятие в процессе хозяйственной деятельности, от используемых технологий и информационных потоков внутри и вне фирмы, от обеспеченности ресурсами, от подразделений организации, от организации труда, от организации с людьми. Также от взаимодействия организации с внешней средой [4, с.32].
К любой организационной структуры управления предъявляются требования:
- направленность на достижение цели;
- согласование интересов (введение в структуру юридической, социологической, кадровых служб, организации советов трудового коллектива);
- перспективность;
- способность к развитию (из-за постоянного совершенствования производства, внешних факторов);
- экономичность (способствовать производительности труда, рациональному процессу управления);
- индивидуализация (творческий потенциал) [4, с.34].
Нужно соблюдать норму управляемости – это допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю, т.к. рост количества подчиненных приведет к увеличению обязанностей руководителя, это ослабит контроль за работой подчиненных. Существуют два подхода определения нормы управляемости: опытно-статистический, расчетно-аналитический.
Опытно-статистический подход - основан на методе аналогий, сравнение штатной численности персонала со штатной численностью аналогичной структуры. Он прост, поэтому распространен, не требует особых затрат труда.
Расчетно-аналитический – основан на анализе факторов: затраты рабочего времени, количество взаимосвязей (общие взаимоотношения, взаимоотношения руководителя с отдельными работниками, между подчиненными), объем информации, характер работ. Для общего количества связей используют уравнение:
(1)
где C – количество связей;
N – количество подчиненных.
А норма управляемости линейного руководства зависит от типа производства продукции: мелкосерийного, единичного, массового, крупносерийного. В отраслевых перечнях указаны нормы управляемости , которые используются при определенном типе производства [9, с.36].
Схема организационной структуры управления имеет статическое положение подразделений, должностей и характер связи между ними.
Различают связи: линейные - административное подчинение, функциональные - по сфере деятельности без прямого административного подчинения, межфункциональные - между подразделениями одного и того же уровня.
Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. Предприятие создается как иерархическая структура.
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Рассмотрим классификации организационных структур управления предприятием. По признаку делятся: по внешнему виду иерархии; по видам дробления; по степени централизации; по степени сложности; по степени детализации и по степени реагирования на внешнюю среду.
Типы управления организацией: бюрократический и органический.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.