Герой в поэзии Н. Олейникова. Проблема лирического героя в литературоведческих исследования. Лирический субъект в авангардном тексте, страница 9

Возможен вариант  Заключения,  оценивающий перспективы дальнейшей разработки темы научного исследования, предлагающий новые повороты,  намечающий новые цели и задачи для последующей работы.

6. Список использованной литературы (требования к библиографии см. далее).

7. Приложение (если есть необходимость).

К написанию сочинения приступают после составления подробного рабочего плана, использующего представленную структурную схему, но наполняющего ее конкретным содержанием. Этот план обязательно согласовывается с научным руководителем.

В соответствии с намеченной программой выполнения работы ее разделы по мере написания в аккуратном виде предоставляются научному руководителю, после обсуждения дорабатываются или переделываются. Полностью законченная работа еще раз дается научному руководителю на просмотр, потом выверяется (особо строго следует сверить цитаты, фамилии и инициалы, даты, цифры и другой фактический материал) и перепечатывается.

При написании сочинения необходимо соблюдать требования культуры научного труда - в методических подходах, построении, изложении, оформлении и других сторонах работы.

О КУЛЬТУРЕ НАУЧНОГО ТРУДА

Как правило, студент является далеко не первым исследователем темы. Критический подход к трудам своих предшественников предполагает одновременно внимательное и уважительное отношение к сделанному в науке. Научная добросовестность исключает предвзятость в оценке достигнутых результатов, их искажение в пользу собственной концепции. Если автор сочинения считает, что отдельные аспекты проблемы изучены слабо, неверно или вовсе не изучены, он должен показать это корректно и убедительно на основе анализа литературы по вопросу.

Но нельзя вдаваться в другую крайность: слепое следование за готовыми решениями, некритическое отношение к предшественникам приводит к компиляции. Сочинение же должно быть самостоятельным.

Собственные рассуждения и обобщения автора курсового и дипломного сочинения возымеют вес и научную состоятельность только в том случае, если будут базироваться на конкретном анализе материала, на строгом учете максимального количества фактических сведений.

Рассуждения автора сочинения, его выводы должны вытекать из характера рассматриваемого материала. Следует избегать бессистемного нагромождения фактов, неоправданного расхождения с намеченным планом, немотивированного поворота темы и прочих непоследовательностей. Их не будет, если студент четко представит себе цели и задачи работы, наметит  оптимальные пути их достижения.

В его практике могут встретиться различные типы исследований. Одни связаны с изучением произведения как целостного образования (используются системный метод, структурный и сопоставительный  анализ, типологический и структурно-семиотический подходы, с помощью которых создаются описательно-интерпретационные модели произведения либо его сторон). Другие направлены на выявление генезиса либо причин и обстоятельств появления того или иного литературного явления (привлекаются биографический, творческо-генетический, культурно-исторический, сравнительно-исторический, историко-функциональный  методы, выявляющие связи произведения с личностью и судьбой писателя, его психологией,  историческим контекстом, культурой). Третьи  нацеливаются на анализ функционирования произведения в обществе, культуре и искусстве, посвящены истории литературной репутации, рассматривают борьбу писателей  за символический капитал власти и лидерства (здесь инструментом интерпретатора выступают социологические методы, рецептивная эстетика).  Нередко прослеживается история созданий произведения, их движения через варианты к каноническому тексту, и тогда используются текстологические подходы. Правильная методологическая  оснащенность исследования, знание частных методик, умение ими пользоваться свидетельствуют о научной состоятельности и высокой культуре научного исследования. В любом случае студенту полезно помнить о главных принципах научного исследования: быть объективным,  осуществлять анализ произведения в единстве формы и содержания, соблюдать принцип историзма (общенаучные методологические ориентиры см.: 22).