Определение задач - это выбор путей и средств для достижения цели. Задачи конкретизируют цель исследования, фиксируют последовательность установок, реализующих ход изучения и решения проблемы. В итоге задачи формируют движение исследовательского сюжета. Это - поэтапные рабочие шаги для достижения цели (планируемого результата). Они носят относительно самостоятельный, законченный характер. Решая эти отдельные тактические задачи, исполнитель разрабатывает аспекты центральной проблемы исследования. Например, в работе о ранней лирике Ахматовой важно очертить художественные принципы, которым подчиняется процесс создания и функционирования метафоры в ранней лирике поэтессы, выявить ее (метафоры) внутритекстовую образную весомость, установить связь метафоры с другими видами тропов и характер ее сосуществования с неметафорическими вербальными элементами, наметить линию эволюции, ведущую к позднему творчеству Ахматовой. В работе о трансформациях классических жанров у Бродского необходимо проследить становление каждого из выбранных жанров в творчестве поэта, установить принципы взаимодействия поэта с традицией, которые приводят к трансформациям жанров, охарактеризовать специфику видоизменения классических жанров в поэзии Бродского.
Формулировки задач и порядок их решения необходимо тщательно продумать, ибо от этого, как уже отмечалось, зависит логика и содержание исследовательского сюжета, этапы развития которого отражаются в названиях глав, заглавиях разделов, подразделах и параграфах работы. Задачи координируются прежде всего с проблемой. Решение совокупности задач должно давать ответ на центральный вопрос исследования и снимать проблему, разрешать конфликт старого и нового знания, то есть вести к получению желаемого результата.
Таким образом, проблема, цели и задачи работы должны быть соотнесены: проблема управляет целевыми установками, цель определяет тактику исследования – набор и последовательность задач, решение которых позволяет достичь цели. Достижение цели снимает проблему (она получает свое научное освещение) и позволяет гармонизировать исходную ситуацию (ту, что существовала до предпринятого исследования) путем компенсации информационного дефицита относительно выделенных в изучаемом предмете свойств и сторон объекта.
Сбор материала. Для того чтобы иметь собственную концепцию, нужно прежде всего тщательно изучить вопрос на основе накопленного материала. Без знания материала никакое исследование невозможно. Первичное изучение произведений, теоретических материалов и историко-литературных данных по теме должно привести студента к предварительной рабочей гипотезе, которая позднее проверяется и уточняется уже на более высоком уровне владения материалом. Начальный этап работы, таким образом, характеризуется кропотливым сбором фактов и их попутным осмыслением (разработкой замысла исследования, обретающего свое частичное выражение уже в формулировке темы и предварительном рабочем плане).
Основным материалом для пишущего курсовую, бакалаврскую или дипломную работу по литературе являются произведения изучаемого автора. Со знакомства с ними и следует начинать. Работа по своему характеру может требовать использования разных изданий произведений писателя, но гораздо чаще – одного. Здесь важно выбрать наиболее авторитетное, т.е. научно обоснованное, издание. К таковым относятся академические издания сочинений писателя, полные собрания сочинений, серии «Литературные памятники», «Литературное наследство», «Библиотека поэта» и некоторые другие. Их достоинства заключаются в текстологической полноте и точности, наличии богатого и разветвленного научно-справочного аппарата (примечаний, комментариев, вспомогательных указателей и т.д.). В случае отсутствия такого рода изданий можно прибегать к собраниям сочинений или избранным произведениям. При этом следует отдавать предпочтение книгам, вышедшим в центральных издательствах (обзор основных типов изданий художественных текстов см.: 1,с.48-63; 2,с.59-64; 4,с. 117-120).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.