Лучше всего стремиться, особенно на первых порах, не к широте, а к глубине в разработке сравнительно небольших проблем, чтобы в дальнейшем (в последующих курсовых, а затем в выпускной работе) прийти к более широким обобщениям (подробнее о выборе темы см.:1,с.18-37;2,с.7-8;28,c.4-6, а также 3,8,14,15,16,25). Но в любом случае необходимо программировать в освещении темы переход от известного к неизвестному, движение от уже достигнутого наукой к новому знанию.
Постановка проблемы. Выбор темы одновременно предполагает постановку определенной проблемы. Что такое проблема? Что означает проблемность исследования? Это значит, что в ходе осмысления темы перед ее разработчиком встают пока еще не решенные вопросы, на которые необходимо ответить ходом исследования. Например, в дипломном сочинении «Метафора в ранней лирике Анна Ахматовой ("Вечер", "Белая стая", "Anno Domini")» таким вопросом может быть вопрос о том, как с помощью внешне неброской, не широко представленной метафорики актуализируются глубокие внутренние связи в ранней лирике Ахматовой, важные для понимания особенностей ее стиля, а в работе «Трансформация классических жанров в поэзии И.Бродского: эклога, элегия, сонет» назревшим вопросом является вопрос о характере и механизмах трансформации классических жанров в современных парадигмах художественности (в частности, в творчестве И.Бродского).
Проблема формируется в условиях осознания некоторого противоречия между имеющимися знаниями о предмете научного исследования и запросами общества, которые возникают вследствие появления новых фактов, открытия новых связей, обнаружения каких-либо изъянов в предшествующих исследовательских стратегиях и подходах. Эти новые запросы требуют выхода за пределы имеющегося знания, разработку новых, современных решений, что и фиксируется в постановке проблемы предпринимаемого исследования. Вся структура работы должна быть подчинена аргументированному аналитическому освещению главной проблемы, раскрытию точки зрения автора сочинения на проблемный узел исследования.
Проблема - это логический центр исследования, задающий ракурс рассмотрения темы, поэтому для оптимального воплощения научного замысла важно правильно сформулировать проблему и осознать актуальность предпринимаемого исследования (необходимо ответить на вопрос: почему именно данная проблема нуждается в разработке?). Для этого надо ориентироваться в степени и характере изученности темы. Вот для чего привлекается литература вопроса в историографическом разделе работы. Целенаправленно извлеченная и продуманно представленная историографическая информация свидетельствует о результативности усилий студента по розыску литературы, умении дать характеристику научным трудам предшественников, показать значимость каждого исследования для раскрытия изучаемой темы, сопоставить разные точки зрения ученых, выделить перспективные разработки, очертить круг дискуссионных и малоосвоенных аспектов темы.
Изучение имеющейся литературы обычно начинается с фундаментальных работ авторов, наиболее авторитетных в интересующей области, умеющих широко и масштабно, в горизонте требований современной науки освещать данный вопрос или родственную проблематику. Опираясь на авторитетные источники, необходимо вырабатывать самостоятельную позицию, иметь свой взгляд на проблему.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.