Герой в поэзии Н. Олейникова. Проблема лирического героя в литературоведческих исследования. Лирический субъект в авангардном тексте, страница 4

Объект и предмет исследования. От намерений студента, замысла его работы зависят объект и предмет исследования. Объект – это явление или процесс, по поводу которого проводится исследование. Это носитель и источник проблемы. Объектом исследования является область познания, более широкая, нежели та, на которую нацеливает тема, непосредственно связанная с предметом изучения. Предмет определяется  позицией, с которой изучается и познается объект (то есть ракурсом видения объекта) и высвечивает главные, нуждающиеся в изучении его стороны, свойства и функции. Предмет находится в границах объекта, он неизбежно уже объекта и поэтому захватывает  только часть объекта - какие-то элементы,  функционирующие в объекте, связи и отношения, существенные для понимания объекта как целостного образования. Предмет отбирает для изучения те свойства объекта,  которые генерируют проблему и относительно которых возникает исследовательское намерение получить приращение знания.

Объект и предмет взаимосвязаны, но вместе с тем не дублируют, а дополняют друг друга. Атрибуция объекта  - существенный момент исследования, учитывающий положение предмета, спектр имеющихся о нем сведений, анализ того, как характеристики объекта создают условия для функционирования предмета и очерчивают его границы. Предмет,  в свою очередь, открывает собственную перспективу смыслового видения объекта. В оптимальном случае исследование предмета обогащает знание об объекте, демонстрирует   какие-то неизвестные его стороны, возможности.

И объект, и предмет зависят от выбора исследователя, его научных, концептуальных предпочтений: тот факт, что в предмет входят прежде всего те свойства, элементы и связи, которые значимы для  наличной исследовательской ситуации, инспирированной замыслом, свидетельствует о высокой активности самого познающего субъекта, который и формирует предмет своего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных научных подходов и даже разных наук, каждая из которых способна вычленять свой поворот, имеет свой угол зрения на объект.

В случае с уже рассматриваемыми студенческими работами разделение на объект и предмет выглядит следующим образом: в работе об Ахматовой объект исследования – ее  ранняя поэзия, предмет – метафора как структурно и концептуально значимый элемент художественной формы – носительницы стилевых закономерностей; в работе о Бродском  объектом является группа произведений, ориентированных на классические жанровые модели  с набором соответствующих свойств и возможностей, а предметом – особенности видоизменения их жанрового облика (модификации свойств и возможностей) в условиях трансформационных усилий поэта

Цели и задачи исследования. Цель исследования – это тот научный результат, который планируется получить в процессе исследовательских операций. Концептуально осмысленная цель мобилизует волю и энергию исследователя, руководит его действиями на протяжении всей работы: «Целевая установка выступает в роли конструктивного принципа, организующего весь текст работы в единое целое. Цель в конечном итоге определяет и отбор материала, и аспекты его рассмотрения, и принципы его типологии, и характер расположения» (12, с. 23 – выделено автором. – И.В.). Таким образом, цель определяет общую стратегию исследования. Например, в работах, проблематику, объект и предмет которых мы только что охарактеризовали, целями являются: в первой работе (о метафоре у Ахматовой) – выявление специфики метафорики как доминантного (не количественно, а  качественно, креативно)  начала стилевой организации ранних произведений Ахматовой; во второй – исследование характера и механизмов трансформации классических жанров (эклоги, элегии, сонета)  в поэзии Бродского с  учетом коллизии традиций и новаторства  в его творческой стратегии и жанристике, в частности.