Герой в поэзии Н. Олейникова. Проблема лирического героя в литературоведческих исследования. Лирический субъект в авангардном тексте, страница 2

Студенту важно знать, что наиболее полными и серьезными обычно бывают те выпускные сочинения, которые подготовлены предыдущими  курсовыми работами. Работая несколько лет с одним студентом, преподаватель имеет возможность спланировать систему взаимосвязанных курсовых сочинений, материал которых  может войти в итоговую квалификационную работу в качестве глав или разделов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

Для того чтобы написать научную работу, необходимо придерживаться определенных правил, знание которых обеспечивает планомерность исследовательских операций, четкий порядок действий. Работа над курсовым и выпускным сочинениями закономерно проходит несколько этапов, содержание и последовательность  которых определяют выбор (формулировка) темы, постановка актуальной проблемы; конкретизация объекта и предмета изучения; планирование цели и очерчивание круга задач, необходимых  для ее достижения; методологическое и методическое оснащение  работы; составление ее примерного плана; сбор и систематизация материала; его осмысление под углом зрения интересующей научной проблемы; изложение результатов исследования в письменной форме.

Для оптимальной организации работы следует правильно распределить свои усилия, представлять себе, сколько примерно времени займет каждый из этих этапов исследования. С этой целью разрабатывается предварительный рабочий план-проспект, проектирующий логику исследования, а также составляется хронологический график работы, регулирующий общий ход написания сочинений (в нем должны быть указаны этапы работы и сроки отчетности по реализации плана написания работы).

Выбор темы. Путь от первичного накопления материала к его осмыслению (т.е. выработке собственной концепции), исследованию и последующему оформлению полученных данных в виде научного сочинения будет проделан тем успешнее, чем вернее произведен выбор темы. Правильный выбор темы придает целенаправленность научным разысканиям, вводит начинающего исследователя в круг важных для науки проблем, поддерживает в пишущем интерес к предмету изучения. При этом во внимание берется степень изученности вопроса, целесообразность именно данной постановки проблемы, а также учитываются индивидуальные склонности и интерес студента к тому или иному периоду истории литературы, направлению, кругу авторов, симпатии к отдельному писателю и т.д. Иными словами, выбор  темы базируется на осознании ее актуальности, малоисследованности, соответствии возможностям студента и его интересе к поднимаемым проблемам.

Списки тем, отвечающих научным требованиям, утверждаются кафедрой, так что студенту нужно только остановить свой выбор на одной из таких тем. Однако студент может предложить и свою, индивидуальную тему, согласовав ее с руководителем. Эта тема также регистрируется и утверждается кафедрой.

Избираемые темы могут касаться широкого круга историко-литературных явлений: отдельного произведения со стороны его жанровых или сюжетно-композиционных особенностей (например, «Жанрово-стилевое своеобразие повести В.Ерофеева "Москва-Петушки"», «Сюжетно-композиционная организация романа К.Вагинова "Козлиная песнь"»),  развития того или иного жанра в творчестве одного автора (например, «Поэмы Анны Ахматовой: проблемы жанра», «Эволюция жанра рассказа в творчестве В.Шукшина», «Трансформация классических жанров в поэзии И.Бродского: эклога, элегия, сонет») или в творчестве нескольких, либо многих авторов (например, «Пейзажные зарисовки  в поэзии А. Жигулина и Н. Рубцова», «Жанровые разновидности сатирической повести середины 1920-х годов»), стиля  («Стиль раннего Н.Заболоцкого»), поэтики («Роман В. Набокова "Приглашение на казнь": поэтика мнимости», «Метафора в ранней лирике Анны Ахматовой ("Вечер", "Белая стая", "Anno Domini")», «Т.Кибиров: творческая индивидуальность и проблема интертекстуальности»), системы образов, художественного конфликта, отдельных закономерностей и тенденций развития историко-литературного процесса и т.д.